Анонсы
В подкасте и в эфире MARIINSKY.FM 17 октября в 22.30. Повтор – 18 октября
«Беатриче и Бенедикт» – последняя опера Гектора Берлиоза, неистового романтика, большого оригинала, реформатора. В основе – любимый Шекспир, перед которым композитор преклонялся, и с которым было многое связано у Берлиоза не только в творчестве, но и в личной жизни.
Опера – комическая, светлая, полная веселья и юмора. Несмотря на развернутые разговорные диалоги (в традициях французской комической оперы) всё определяет музыка: ведет действие, создает атмосферу (начиная с увертюры словно светит сверкающее солнечное небо Италии), раскрывает переживания героев, остроумно изображает перепалки влюбленных, она величественна, нежна и трепетна, колоритна, остра, иронична.
В России опера не ставилась, и спектакль Большого театра России (постановка Александра Петрова) – замечательная возможность познакомиться с этим блестящим произведением Берлиоза.
В подкасте и в эфире MARIINSKY.FM 13 октября в 12.00. Повтор – 14 октября
Эта опера занимает особое место среди опер великого итальянца – она находится ровно посередине списка его 26 опер – четырнадцатая, и является переломной. Верди-трибуна, революционера, автора масштабных героических полотен, таких как «Набукко», «Атилла», «Битва при Леньяно», теперь отличает пристальное внимание к человеческой судьбе, чувствам, лирической драме, осложненной социальным неравенством. От «Луизы Миллер» с её узнаваемыми красивым мелодиями, выпуклыми характерами, драматически выразительными ансамблями идёт множество параллелей к следующим, самым популярным операм – «Травиате», «Риголетто», «Трубадуру», «Отелло».
После программы – слушайте запись оперы 1964 года в исполнении выдающихся певцов – дуэт главных героев Луизы и Родольфо исполняют Анна Моффо и Карло Бергонци. Федерика – Ширли Верретт, Граф Вальтер – Джорджо Тоцци, Миллер – Корнелл Макнил, Вурм – Эцио Фладжелло, Оркестр RCA Italiana , дирижер – Фаусто Клева.
В тетралогии «Кольцо нибелунга», которая завершила прошлый сезон Мариинского театра, Татьяна Павловская пела Брунгильду подряд в трех грандиозных операх – «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель Богов», а это – огромные монологи, и еще более протяженные диалоги. И надо иметь огромное мастерство и выдержку, чтобы не просто спеть, а создать такую героиню на сцене. Брунгильда Татьяны Павловской – невероятно энергичная, сильная, красивая и благородная, страстная, полная жизни и любви.
Без Татьяны Павловской сегодня не обходятся оперы Вагнера в Мариинском театре, она по праву завоевала репутацию вагнеровской певицы.
Обладательница красивого, насыщенного, теплого, чувственного, богатого оттенками сопрано, Татьяна Павловская выступала на ведущих сценах мира, включая Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Опера Сан-Франциско и Вашингтона, Ла Скала (Милан), Баварская государственная опера…
Отмечена номинациями самых престижных международных премий – Грэмми 2001 г. и «Би-би-си Мьюзик мэгэзин» 2011 г.
О своих партиях и о себе Татьяна Павловская рассказывает в программе Натальи Кожевниковой «Гость в студии» на MARIINSKY.FM 19 сентября в 21.30 и в новом подкасте.
9 мая на интернет-радио "Мариинский.FM" - специальная программа: архивные радио записи дней Победы: объявления и документы, прочитанные Юрием Левитаном, Георгием Константиновичем Жуковым, Иосифом Виссарионовичем Сталиным; военные песни в исполнении Дмитрия Хворостовского, детского хора Петербургского радио и телевидения, Ансамбля Александрова, стихи о войне, опера Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» из архивных записей Ленинградского радио и Кировского (Мариинского) театра 1967 года с Борисом Штоколовым и Галиной Ковалевой в главных партиях, опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин», именно это название стояло в майской афише театра в 1945 году (запись 1982 года, дирижер – Юрий Темирканов, в главных партиях – Татьяна Новикова, Сергей Леферкус, Юрий Марусин); симфонии Александра Бородина, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, записи сольных концертов солистов Кировского/Мариинского театра: Бориса Штоколова, Екатерины Семенчук, Сергея Семишкура, Михаила Петренко.
Слушайте WWW.MARIINSKY.FM 9 мая.
Великий русский композитор Мусоргский – ключевая фигура русской музыки. Открытия Мусоргского опередили свое время минимум на полвека, и уже в ХХ веке стали питательной средой для русской и западноевропейской музыки. Человек с уникальным слухом, который мыслил музыкой и умел в звуках передать интонации речи, через которую сразу четко вырисовывается характер, манера, повадки и физиономия самых разных персонажей.
О композиторе и особенностях его стиля, о родных местах в Псковской губернии, где несколько дней назад прошли концерты фестиваля «Гений места» - слушайте в программе MARIINSKY.FM 24 апреля в 22.30 и 25 апреля и в подкасте.
Мы почти не знаем этого композитора, а между тем, он определил судьбу оперы вплоть до начала ХХ века, влияние Мейербера не мог обойти ни один серьезный композитор XIX века, ни в одной стране. Только в Парижской опере с 1836 года до 1900-го опера ни разу не исчезала из афиши и прошла 1000 раз. С «Гугенотов» началось триумфальное шествие Мейербера по сценам европейским и русских театров. По зрелищности и яркой театральности опера с ее закрученным действием, историей любви на фоне кровавых событий религиозной войны, сегодня – аналогична бродвейскому мюзиклу.
Мариинский театр возвращает оперу в репертуар, перед премьерой – о композиторе и его опере «Гугеноты» слушайте в программе Натальи Кожевниковой и Георгия Ковалевского на MARIINSKY.FM и в подкастах.
MARIINSKY.FM 20 февраля в 16:04. Повтор – 21 февраля.
Оперы Пуччини – вслед за операми Верди составляют основу репертуара любого оперного театра мира. Его музыка с удивительно красивыми мелодиями и роскошным оркестром, словно наполнена высоким напряжением - отчаянной любовью, страстью, томлением, страданием.
«Мадам Баттерфляй» на премьере в Ла Скала в 1904 году потерпела полный провал (подобно тому, как с оглушительного провала началась история грандиозного успеха «Кармен», «Травиаты», «Севильского цирюльника»). При этом Джакомо Пуччини уже был автором популярных «Манон Леско», «Богемы» и «Тоски», и имел репутацию великого оперного композитора. Правда, всего лишь через три месяца оперу ждал триумф, на сегодня эта опера остается одной из самых исполняемых опер во всём мире.
После программы – слушайте фрагменты оперы, запись 1966 года, солисты: Рената Скотто, Карло Бергонци, Роландо Панераи, оркестр Римского оперного театра, дирижер Джон Барбиролли.
Программа о Мариинском театре на «Радио России»
2. Премьера балета «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина – разговор с танцовщиком и хореографом Владимиром Васильевым и исполнительницей главной партии на премьерном спектакле – Ренатой Шакировой.
3. К юбилею народной артистки СССР, легендарной балерины, педагога и балетмейстера Габриэлы Комлевой– интервью с Габриэлой Комлевой и ее тайванской ученицей Ли Чао.
Слушайте WWW.MARIINSKY.FM 23 декабря в 21:00
Органный фестиваль (в этом году уже Одиннадцатый) – это праздник органной музыки, и собственно грандиозного органа Мариинского театра, потому что в каждом концерте в произведениях разных жанров, эпох и стилей под руками разных музыкантов именно этот инструмент в центре внимания. Каждый орган – совершенно уникальный, потому что делается полностью вручную и не может быть похожим ни на какой другой, даже если делается одним мастером по одним лекалам, – у каждого свой звук и свой характер. О характере Мариинского органа, его особенностях в связи с программой XI фестиваля мы говорили с Еленой Загоруйко, органным мастером Мариинского театра, и двумя органистками – Светланой Бережной, открывшей фестиваль 13 октября, и Ольгой Котляровой, которая закрывает фестиваль 25 октября.
Слушайте WWW.MARIINSKY.FM 20 октября в 22:30. Повтор - 21 октября
Последние симфонии: Четырнадцатая и Пятнадцатая
У каждого художника существует феномен позднего стиля, когда он обращается к вечным темам – жизнь и смерть, и что после. Четырнадцатая симфония – стоит особняком среди всех симфония композитора. Это почти анти-симфония, скорее цикл песен для двух солистов в сопровождении струнного оркестра с ударными и челестой, 11 частей – 11 стихов Гарсиа Лорки, Аполлинера, Кюхельбекера и Рильке. Как то Шостакович признался, что хотел бы продолжить цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти». Его Четырнадцатая стала таким продолжением, и получилась о конце абсолютном, о смерти, как точке, после которой нет ничего, о смерти в атеистическом безбожном мире – никакого «чаяния будущего века», просто пустота. Финал симфонии – «Всевластна смерть».
Пятнадцатая симфония – чисто инструментальная. Это тоже разговор о жизни и смерти, но скорее в философском плане, и она как раз (в отличие от Четырнадцатой) открывает пространство, уводит в вечность. Симфония пронизана тиканьем часов, в ней встречаются цитаты из произведений других композиторов, и авторские цитаты, и Шостакович вступает с ними в диалог.
После программы – слушайте запись симфоний в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева: Симфония № 14, солисты – Вероника Джиоева и Михаил Петренко, запись 2013 года в Концертном зале Плейель (Париж); Симфония № 15, запись 2009 года в Концертном зале Мариинского театра.
Слушайте MARIINSKY.FM 3 октября в 22:00, повтор - 4 октября