20.01.2022

«Идоменей» Моцарта с дирижером из Вены

После долгого перерыва в Мариинском исполняют одно из самых смелых и новаторских произведений Моцарта – оперу «Идоменей». В заглавной партии дебютирует тенор Александр Михайлов, а дирижировать приглашен музыкант из Вены Саша Гётцель. Опера прозвучит в Концертном зале театра вечером 21 января.

Долгое время считалось, что жанр «Идоменея» – итальянская опера-сериа (seria означает «серьёзная»), в которой пели певцы-кастраты, – безнадежно устарел и вернуть на сцену его невозможно. Однако с середины XX века вместе с всплеском интереса к старинной музыке началось возрождение и оперы Моцарта.

Сюжет «Идоменея» основан на предании о критском царе, едва не принесшем в жертву богу Посейдону своего единственного сына.

«"Идоменей" – совершенно особенная опера, – рассказывает дирижер Саша Гётцель. – В ней впервые молодой Моцарт предстает в новом качестве: чуткого музыкального драматурга. Каким образом он объединяет речитатив с арией, какой индивидуальностью наделяет персонажей и как через музыку передает амбивалентность чувств – все это неповторимые черты стиля, которые получат продолжение в его великих операх».

Опера-сериа обычно состоит из вереницы арий и изредка вкрапленных ансамблей – Моцарт же превращает этот «концерт в костюмах» в ряд психологических портретов и драматических диалогов. Важным участником становится хор, благодаря которому опера приобретает трагический масштаб. «Музыка в моей опере – для людей любого рода, за исключением длинноухих», – так с гордостью писал о своем сочинении отцу 24-летний Моцарт.

Дирижировать оперой Моцарта Сашу Гётцеля Мариинский театр приглашает не впервые: до этого был уже «Дон Жуан».

«Мне невероятно повезло. Обучаясь дирижированию, я продолжал играть на скрипке в Венском филармоническом оркестре и тогда мог наблюдать за Николаусом Арнонкуром – как он доносит до исполнителей на современных инструментах моцартовскую традицию в связи с новым, исторически-информированным подходом», – делится дирижер.

На протяжении одиннадцати лет Саша Гётцель возглавлял Стамбульский филармонический оркестр, с которым записал несколько альбомов для Deutsche Grammophon. Как оперный дирижер он плодотворно сотрудничает с Венской государственной оперой: там он работал над спектаклями «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Кавалер розы», «Летучая мышь», «Риголетто», «Богема».

Главные партии в «Идоменее» поют Александр Михайлов (Идоменей), Оксана Шилова (Илия), Наталья Евстафьева (Идамант), Жанна Домбровская (Электра).

Смотрите короткий видеосюжет и интервью с дирижером прямо из репетиционного зала.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход