Вера Шелога – Ирина Чурилова
Надежда Насонова – Светлана Карпова
Власьевна – Ольга Савова
Боярин Иван Шелога – Виталий Янковский
Княжна Ольга – Ирина Чурилова
Михайло Туча – Олег Видеман
Иван Грозный – Станислав Трофимов
Князь Юрий Токмаков – Юрий Воробьёв
«Я считаю, что Минжилкиев войдет в историю шаляпинской традиции (как бы она ни продолжилась в дальнейшем) с такой основательностью и блеском, как мало кто даже из обладателей редких голосов. Его тридцатилетняя сценическая судьба в целом была очень счастливой. Он спел огромное количество партий, сыграл множество ролей, его гастрольная география была обширнейшей, его слышали крупнейшие мировые музыкальные центры.
У Булата не было соперников в таких партиях, как Кончак и Иван Хованский. Помню, как он пел Кончака в Палермо. Было такое впечатление, что когда он начинал петь, в зале как будто менялась акустика, настолько богато звучал голос и по тембральному, и по душевному наполнению. Ощущение возникало почти мистическое. Голос Булата настолько естественно сливался и парил над оркестром, что мне никогда не приходилось тушить пожар оркестровой игры, – ведь оркестр тоже имеет душу и тоже хочет проявить свой голос. Некоторые певцы просто не выдерживают соревнования с оркестром. К Булату это никогда не относилось, для него не было никаких проблем царить над оркестром. У меня была особая симпатия к Булату, которую трудно было скрывать. Кстати, не только из-за богатства его голосовой природы – важно отметить бескорыстие и благородство, спокойствие, с которым Булат переносил проблемы, несправедливости, трудности, которые выпадают на долю каждого артиста. Возможно, в себе, где-то глубоко, он таил какие-то переживания, но он никогда не срывался на коллективе. Ни обид, ни амбиций не показывал. Никогда. Это удивительное качество. Я хотел бы отдать ему дань не только как артисту, но и как человеку. Перед ним можно было преклоняться – у него была позиция, он готов был служить театру, работать день и ночь, не спрашивая, сколько это будет стоить, какое звание он получит или куда поедет». Валерий Гергиев
Булат Минжилкиев (1940–1997) родился в Киргизии. Окончил Ташкентскую консерваторию по классу вокала у Н. Калинковой в 1966 году. Сразу после этого был принят в труппу Киргизского театра оперы и балета. С Мариинским театром, в который он был приглашен Валерием Гергиевым в конце 80-х, связан творческий расцвет певца. Исполнитель партий Бориса Годунова, Мефистофеля в «Фаусте», Кончака в «Князе Игоре», Ивана Грозного в «Псковитянке», Ивана Хованского в «Хованщине», Великого Инквизитора в «Дон Карлосе», Бориса Тимофеевича в «Катерине Измайловой», Инквизитора в «Огненном ангеле». В начале 90-х работал в Большом театре, выступал в Ла Скала и Метрополитен-опере.
Лауреат международных конкурсов, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР.
Мировая премьера: 1 января 1873 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премьера постановки: 25 апреля 2008 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Продолжительность спектакля 4 часа
Спектакль идет с двумя антрактами
«Псковитянка» – оперный первенец и самый «трудный ребенок» Римского-Корсакова. Это единственное в мировой оперной литературе произведение, работа над которым продолжалась – в той или иной форме – 35 лет! Замысел «Псковитянки» возник у композитора в 1868 году, премьера (в первой редакции) состоялась на сцене Мариинского театра 1 января 1873 года. Затем последовали вторая редакция (1876–1877), не отданная композитором на сцену и не изданная, и третья, окончательная (1891–1894). В промежутке между ними из музыки второй редакции композитор создал увертюру и антракт к драме Льва Мея «Псковитянка». Но и после премьеры финальной версии оперы в 1895 году мысли о «Псковитянке» не оставляли Римского-Корсакова. В 1898-м из материалов второй редакции возникла новая опера – «Боярыня Вера Шелога», задуманная композитором как пролог к «Псковитянке». Кроме того, изменения в партитуру третьей редакции вносились автором при каждой театральной постановке, вплоть до 1903 года, когда 28 октября она была впервые исполнена на сцене Мариинского театра.
Премьера оперы прошла с большим воодушевлением и вызвала успех. По словам известного критика Германа Лароша, опера «ожидалась публикою с высоко-возбужденным и сочувственным нетерпением… Прием, которым публика почтила оперу на первом представлении… нельзя считать просто сочувственным, это был ряд оваций. Композитора вызывали при каждой перемене декораций, иногда по два и три раза». «Псковитянка» прошла десять раз при полных сборах и успехе у зрителей.
Написанная молодым автором «Псковитянка» произвела большое впечатление прежде всего на молодежь. Опера полюбилась петербургскому студенчеству. После премьеры самый популярный хор из оперы – песню псковской вольницы – можно было часто услышать в стенах университета и Медико-хирургической академии. Мнения же критиков разделились. Оппоненты «Могучей кучки» оперу, посвященную автором «дорогому мне музыкальному кружку», в основном критиковали. Сочувствующие же Римскому-Корсакову рецензенты «Псковитянку» в целом похвалили. В репертуаре театра опера продержалась почти два года, после чего была снята и в дальнейшем в первой редакции нигде не ставилась.
Премьера «Псковитянки» в третьей редакции состоялась уже в другую эпоху, когда в Мариинском театре активно действовал Федор Шаляпин. Он и выступил в роли Ивана Грозного. Впервые она была исполнена Шаляпиным 12 декабря 1896 года в премьерном спектакле «Псковитянки» в Частной опере Саввы Мамонтова. В течение многих лет Шаляпин углублял и совершенствовал свою трактовку образа Грозного, достигнув в итоге выдающегося художественного результата. Для самого артиста эта роль стала в некотором роде эмблематической: благодаря тиражированию в тысячах фотопортретов и почтовых карточек, образ Шаляпина–Грозного получил у современников большую популярность.
Сегодня «Псковитянка» в Мариинском театре идет в классической постановке 1951 года, капитальное возобновление которой состоялось в 2008-м. Под руководством Вячеслава Окунева и Татьяны Ногиновой были восстановлены сгоревшие в театральных мастерских реалистически подробные декорации и костюмы великого отечественного сценографа Федора Федоровского. По словам режиссера возобновления Юрия Лаптева, эстетика, опирающаяся на принцип исторической достоверности, «требует максимальной концентрации, максимального умения владеть психофизическим состоянием, воплощать свой образ и нести его на протяжении каждой минуты».
Владимир Горячих
Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Римский-Корсаков в Мариинском»
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)