Санкт-Петербург, Концертный зал

Рудольф Бухбиндер. Бетховен – Диабелли


В ПРОГРАММЕ:
«Новые вариации на тему вальса Диабелли» (коллективное сочинение Леры Ауэрбах, Бретта Дина, Тосио Хосокавы, Кристиана Йоста, Брэда Лубмана, Филиппа Манури, Макса Рихтера, Родиона Щедрина, Йоханнеса Марии Штауда, Тан Дуна и Йорга Видмана)

Фрагменты из цикла вариаций на тему вальса Диабелли, написанных «Собранием отечественных артистов» (коллективное сочинение Иоганна Непомука Гуммеля, Фридриха Калькбреннера, Конрадина Крейцера, Ференца Листа, Игнаца Мошелеса, Франца Ксавера Моцарта, Франца Шуберта и Карла Черни)

Людвиг ван Бетховен
Вариации на тему Диабелли, соч. 120


Исполняет Рудольф Бухбиндер (фортепиано)


«Новые вариации на тему Диабелли» созданы по заказу Общества друзей музыки (Вена), Брукнерхауса (Линц), Национального центра музыкального вещания (Мадрид), Гевандхауcа (Лейпциг), Фонда Галуста Гюльбенкяна (Лиссабон), Национального центра исполнительских искусств (Пекин), Дворца каталонской музыки (Барселона), Парижской филармонии, фестиваля «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург), Фонда Фортепианного фестиваля в Руре и общества Тонхалле (Цюрих) при поддержке Фонда Эрнста фон Сименса


Рудольф Бухбиндер – о своем Диабелли-проекте в честь юбилея Бетховена: «В 1819 году Антон Диабелли, очень успешный венский издатель, разослал множеству музыкантов свой незамысловатый вальс и предложил написать на его тему по одной вариации. Среди адресатов были и эрцгерцог Рудольф, и Карл Черни – кстати, у Черни тогда учился совсем юный Франц Лист. Черни сказал Диабелли: “Этому мальчику обязательно надо поручить вариацию!” Издатель согласился, и первой напечатанной композицией Франца Листа стала именно вариация на тему вальса Диабелли! Когда слушаешь все пятьдесят вариаций подряд, в определенный момент вдруг понимаешь: а вот эту музыку мог создать только гений! Проверяешь – конечно, это же Шуберт! Он написал медленную вариацию в до миноре. А Бетховен поначалу от приглашения отказался. Во-первых, на его взгляд, вальс Диабелли был слишком примитивным. Во-вторых, он не хотел оказаться в одной куче с прочими композиторами. Но на самом деле только “примитивные” темы можно украсить богатыми вариациями! Бетховен доказал это: спустя четыре года он передал заказчику не одну, а целых тридцать три вариации!

Самое поразительное в Вариациях на тему Диабелли – то, что они вмещают в себя всю жизнь Бетховена. Они – реминисценция его жизненного пути. Я даже думаю, что он не так уж жаждал их исполнения. Полагаю, он осознавал их сложность – и для пианиста, и для публики. Прошло целых тридцать лет, прежде чем это монументальное сочинение было впервые исполнено! Его сыграл тогда Ганс фон Бюлов.

В 2020-м, в юбилейный год, мне пришла в голову идея сделать ремейк Вариаций. Я выбрал двенадцать композиторов – потом их осталось, к сожалению, одиннадцать, поскольку Кшиштоф Пендерецкий, к моему глубокому прискорбию, умер. Я получил одиннадцать вариаций от одиннадцати композиторов, все они с энтузиазмом откликнулись на мою идею. Я очень рад, что и Родион Щедрин написал вариацию. Тосио Хосокава принес мне свою вариацию в отель в Токио. Я взглянул и был поражен: это была, как у Франца Шуберта, медленная вариация в до миноре! Тан Дун, лауреат “Оскара” из Китая, Филипп Манури из Франции, Йорг Видман из Германии; Лера Ауэрбах тоже написала вариацию… Тан Дун, отдавая мне свою вариацию, сказал: “Это подарок для тебя”. Расставил я их столь же брутально, как и Диабелли: попросту в алфавитном порядке. И, как у Диабелли, получилась отличная драматургия! Медленные вариации попали ровно туда, куда надо. А в конце я поставил Йорга Видмана, он написал блестящую, полную юмора вариацию, посреди которой звучит “Марш Радецкого”. Это великолепный финал, лучше не придумаешь!»

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход