Маша – Мария Ширинкина
Щелкунчик-принц – Владимир Шкляров
23 декабря – День рождения Геннадия Наумовича Селюцкого (1937–2020). Много лет он отмечал его на спектаклях родного театра: артисты – его подопечные исполняли традиционного «Щелкунчика», а он танцевал их партии, сидя в кресле в зрительном зале, переживая каждый шаг своих воспитанников и поддерживая их своим волнением.
Учеников у Селюцкого было огромное количество: за пятьдесят с лишним лет репетиторской работы он вывел на сцену Мариинского театра несколько поколений звездных артистов. Фарух Рузиматов, Игорь Зеленский, Константин Заклинский, Махар Вазиев, Юлия Махалина, Игорь Петров, Дмитрий Корнеев, Андрис Лиепа, Александр Курков, Виктор Баранов, Андрей Яковлев, Игорь Колб, Данила Корсунцев, Евгений Иванченко, Леонид Сарафанов, Эрнест Латыпов, Андрей Ермаков, Виктор Кайшета – среди тех, кому посчастливилось с Геннадием Наумовичем готовить роли в театре. А скольких еще он выпестовал на уроках, преподавая в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой!
Он работал не только над техникой, он учил молодых артистов смотреть в глаза в дуэте, искал с ними правду жеста, заставлял пропевать музыку, чтобы ею было наполнено тело. «От кончиков волос до кончиков пальцев – всё должно быть подчинено музыке, смыслу, технике», – наставлял Селюцкий и заряжал воспитанников своей энергией, заражал горением глаз, любовью к театру. «Что такое балет, – говорил Геннадий Наумович, – это музыка, которую мы видим, чувствуем, которой дышим. В балете надо не двигаться под музыку, а исполнять музыку – тогда у зрителей по телу бегут мурашки».
Этим искусством Селюцкий владел в совершенстве. Видевшие его на сцене с восторгом вспоминают, как верили его персонажам – страстным, красивым, красноречивым в предельной выверенности каждого движения. Репертуар Селюцкого составляли партии игровые и характерные. Своим темпераментом и ненаигранной правдой чувств он умел заполнять огромное пространство сцены, не исполняя никаких виртуозных трюков. Силу испепеляющего взгляда его Великого брамина и Абдерахмана передает даже кинопленка, обычно безжалостная к сценической энергии и эмоции. Селюцкий раскрашивал пластическую партитуру полупешеходных ролей таким разнообразием оттенков, что его второстепенные по балетной логике герои порой затмевали главных. Главных ему тоже довелось танцевать, правда – недолго. В конце далеких 1950-х, едва придя в театр после выпуска из Ленинградского хореографического училища, он подготовил Зигфрида в «Лебедином озере». Но многообещающему, прекрасно выученному, фактурному классику вскоре пришлось переключиться на игровые роли с меньшей технической нагрузкой. Все свое обаяние, харизму и желание жить в танце он вложил в них. А затем и в своих учеников. Этого творческого горения хватило на огромный, насыщенный профессиональный путь. Искры его педагогической щедрости до сих пор сияют на сцене – в танце его учеников и их воспитанников. Ольга Макарова
Премьера балета Петра Чайковского в хореографии Льва Иванова – 6 декабря 1892 года, Мариинский театр
Премьера балета в хореографии Василия Вайнонена – 18 февраля 1934 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Премьера возобновления в оформлении Симона Вирсаладзе – 21 марта 1954 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Продолжительность спектакля 2 часа 45 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Написанная по сценарному плану Мариуса Петипа для сказочного балета-феерии, впервые музыка Чайковского прозвучала в спектакле, поставленном Львом Ивановым в 1892 году. Роскошно оформленный, тот спектакль отвечал духу балетов ХIХ века – цельность сюжетной драматургии не была в числе первоочередных задач хореографа, внимание балетмейстер сосредоточил на богатстве танцевального текста. «Нет в музыке "Щелкунчика" ни одного ритма, ни одного такта, который не перелился бы в танец. Все кипит на сцене неумолчно тихим плеском тишайших фигур с взрывами румяного счастливого детского смеха, детских утех, упоений и секундных огорчений», – с ностальгией вспоминал критик Волынский постановку Иванова, снятую с репертуара в советской стране. Авангардные 1920-е подарили ленинградской сцене новое прочтение музыки Чайковского. В спектакле, поставленном Федором Лопуховым, не было места безмятежной гармонии классического танца. Акробатические поддержки, шпагаты и мелодекламация потеснили традиционные вариации и па-де-де. Однако пластические эксперименты и подчеркивание хореографом трагического начала партитуры Чайковского были встречены критикой настороженно. И уже в 1934-м в афише появился новый «Щелкунчик» – постановка Василия Вайнонена, дитя новой эпохи, приветствовавшей политкорректность и обоснованность танца развитием фабульного действия. «Сценарий "Щелкунчика" Петипа не удовлетворял меня отсутствием реалистической трактовки первого акта, прерывностью интриги и налетом сусальности (пряничные домики, наряженные в накидочки мыши и т.д.)», – писал хореограф и, отказываясь от фантастических персонажей, сочинял спектакль о девочке, которой приснились чудеса. Хореограф услышал в музыке Чайковского гармонию конфетно-карамельных детских грез и выстраивал танцевальное действие, опираясь на традиции балета ХIХ века – с развернутыми классическими ансамблями Вальса снежинок и Розового вальса, па-де-де главных персонажей и дивертисментом характерных танцев в стране Сластей. «Щелкунчик» Вайнонена создавался привычным языком классики, перипетии сюжета в нем были представлены танцевально, и его хореографическое разнообразие стало залогом долгой сценической жизни. Спектакль не сходит со сцены уже более восьмидесяти лет. Сегодня его исполняют как артисты Мариинского театра, так и студенты Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Ольга Макарова
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)