Санкт-Петербург, Мариинский-2

Не вовремя
 Послеполуденный отдых фавна
 Русская увертюра
 Скрипичный концерт № 2 


одноактный балет на музыку Клода Дебюсси

Исполнители

Премьера – 23 апреля 2022 года, Мариинский театр


Продолжительность спектакля 16 минут

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Клода Дебюсси

Хореография – Максим Петров
Художник по костюмам – Елена Трубецкова
Художник по свету – Kонстантин Бинкин


«Восемью минутами красоты» назвал французский критик балет «Послеполуденный отдых фавна» в постановке Вацлава Нижинского. В 1912 году этот спектакль стал одним из самых скандальных дягилевских проектов. Для балетмейстерского дебюта танцовщика Нижинского Сергей Дягилев получил разрешение использовать прелюдию к «Послеполуденному отдыху фавна» Клода Дебюсси – известное сочинение одной из главных звезд французской музыки той поры. Дебюсси писал свою симфоническую прелюдию для театрализованной декламации одноименной эклоги Стефана Малларме и изначально планировал трехчастную структуру с интерлюдией и финалом. Однако прелюдия не потребовала продолжения. Композитор подчеркивал, что его сочинение – очень свободная иллюстрация этого стихотворения: «Скорее это следующие друг за другом картины, среди которых движутся желания и грезы фавна в послеполуденный зной. …Утомленный преследованием пугливо убегающих нимф, он отдается упоительному сну… и мечтаниям о полноте обладания во всеобъемлющей природе». Нижинский не противоречил музыке и сделал героями своего балета фавна и нимф. В их партиях не было виртуозной техники. Пришедшие на премьеру зрители не увидели на сцене и привычного танцевального текста. Показанная вместо этого череда смелых профильных положений и выверенных поз возмутила многих. Публика свистела, усмотрев непристойность в сюжете и движениях фавна. Однако были и те, кто почувствовал в красноречии неспешной пластики будущее балетного искусства. «Развратность и животный реализм» с одной стороны и «красота античной фрески» с другой надолго стали предметом обсуждения спектакля, сочиненного и исполненного Нижинским и оформленного Бакстом. Хотя Дебюсси и не принял такое прочтение, в театральном мире прелюдия получила прочную ассоциацию со скандальным экспериментом. После Нижинского к этой музыке обращались другие балетмейстеры: Касьян Голейзовский, Серж Лифарь, Джером Роббинс, Сиди Ларби Шеркауи, – и не все слышали в ней историю о пробуждении желания фавна. Не ограничивает себя историческим сюжетом и хореограф нынешней премьеры. «В новом балете есть портреты людей современных и непохожих друг на друга, – говорит Максим Петров. – В нем нет фавна, нимф, античности, Бакста, “Русских сезонов”, однако мы с маэстро Гергиевым условились сохранить традиционное название “Послеполуденный отдых фавна”». Ольга Макарова


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)