Санкт-Петербург, Зал Щедрина

«Исходила младешенька»


Лекция Анны Петровой об опере Модеста Мусоргского «Хованщина»


«Победихом, посрамихом, пререкохом и препрехом» – текст некоторых номеров «Хованщины», как, например, этого хора раскольников, вызывает у слушателей замешательство. Мусоргский сам сочинял либретто для задуманной им «народной музыкальной драмы» и в свою версию событий московского стрелецкого бунта вставлял цитаты из подлинных доносов, приказов, писем, молитв. Разобраться в источниках, а заодно и в сложном контексте того времени, – задача непростая, но увлекательная, и если с ней справиться, то легче понять, что же происходит на сцене в «Хованщине». Что за столб воздвигнут на Красной площади, на который пьяные стрельцы советуют подьячему «поскорее угодить», зачем «велено сыскать» князей Хованских, за что отправляют в ссылку царедворца Василия Голицына и почему навязчивое желание главной героини, Марфы, – сгореть заживо вместе с неверным возлюбленным. У Мусоргского было своеобразное чувство истории. Друзья композитора вспоминали: он настолько вжился в характеры персонажей, что сам будто существовал в XVII веке, говорил и писал на старинный лад. Вот только оперу закончить не успел, и сегодня у нее возможны разные финалы.

7 февраля музыковед Анна Петрова расскажет о той версии произведения, которая идет сегодня в Мариинском театре, об истории этого спектакля и особенностях его сценографии. Посмотрим отрывки из различных постановок оперы Мусоргского, сравним эскизы костюмов и декораций. Обсудим, почему ближайший спектакль «Хованщины» – 10 февраля – неслучайно посвящен 150-летию Федора Шаляпина.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход