Санкт-Петербург, Мариинский театр

Раймонда


балет Александра Глазунова

К 90-летию Ирины Колпаковой
К 125-летию мировой премьеры

Исполнители

Дирижер –

Борис Грузин

Раймонда – Виктория Терёшкина
Жан де Бриен – Владимир Шкляров
Абдерахман – Роман Беляков
Клеманс – Александра Хитеева
Генриетта – Влада Бородулина

Студенты Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой


Легкое дыхание танца Ирины Колпаковой – легенда ленинградского балета. Образец вкуса, музыкальности и безупречности в танце, Ирина Александровна Колпакова с середины прошлого века вдохновляет своим талантом дарить свет – раньше на сцене, теперь в репетиционном зале. Ее исполнительская карьера была феноменально длинной: больше тридцати пяти лет она радовала зрителей Театра им. Кирова удивительной органикой существования в любом хореографическом тексте. Еще не завершив сценический путь, начала делиться своим опытом – сначала с артистами родного театра, затем и со звездами балета всего мира.
Ее путь в профессии начался в годы войны – Ирина поступила в Ленинградское хореографическое училище и ей посчастливилось учиться у Агриппины Вагановой. В числе последних выпускниц она вдумчиво впитала наставления опытного и мудрого педагога. Достойная своего великого учителя, Колпакова царила в классике: чистота техники, чувство стиля и подлинная вагановская выучка позволили ей найти свое место в сверкавшей талантами труппе Кировского театра и репертуаре тех лет. Хрустальность вариаций Авроры в «Спящей красавице», безукоризненность Раймонды, простодушная юность Жизели и невесомость Сильфиды – коронные партии балерины раскрыли внутренний потенциал артистки, умевшей танцем создавать гармонию на сцене. Ирина Колпакова знала границы определенного природой амплуа и исполняла только «свои» роли, однако не ограничивала репертуар проверенными шедеврами. Первый ее громкий успех был связан с экспериментальной постановкой начинающего хореографа Юрия Григоровича – после Катерины в «Каменном цветке» Ленинград заговорил о юной танцовщице лирического дарования. Потом были Ширин в «Легенде о любви» Григоровича, Ева в «Сотворении мира» Натальи Касаткиной и Владимира Василёва, Юлия в «Ромео и Юлии» Игоря Чернышева, а еще постановки Леонида Якобсона, Игоря Бельского, Олега Виноградова. Успех новых балетов принес Ирине Александровне признание современной танцовщицы, открытой новому языку и поиску. Благодаря ее любознательности, творческому неспокойствию и авторитету на кировской сцене заблистали постановки «неакадемических» хореографов – Георгия Алексидзе, Бориса Эйфмана, Валентина Елизарьева. Являясь воплощением академизма ленинградской классической школы, Ирина Колпакова наполняла ясностью и новый танец. Самые разные экзерсисы она украшала светом самодостаточности своего движения, легкостью поступи, легкостью дыхания. Ольга Макарова

Премьера – 7 января 1898 года, Мариинский театр
Премьера балета в редакции Константина Сергеева – 30 апреля 1948 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)


Продолжительность спектакля 3 часа 15 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Александра Глазунова
Либретто Лидии Пашковой и Мариуса Петипа на сюжет рыцарской легенды
Хореография Мариуса Петипа (1898)
в редакции Константина Сергеева (1948)
с использованием хореографических фрагментов Федора Лопухова
Декорации и костюмы Симона Вирсаладзе

Краткое содержание

Действие первое
Картина первая
В богатом средневековом замке идут приготовления к празднованию дня рождения Раймонды.
Сенешаль извещает о прибытии знатных чужестранцев. В сопровождении рыцарей и оруженосцев в зал входит Рене де Бриен, венгерский рыцарь. Он просит для своего сына руки прекрасной Раймонды и преподносит ей в дар гобелен с изображением Жана де Бриена.
Не успевает сенешаль доложить о появлении новых гостей, как в зал стремительно врывается сарацинский шейх Абдерахман. Он не в силах оторвать глаз от красавицы и готов ради нее сокрушить любые препятствия.
Праздник продолжается до позднего вечера. Оставшись одна, Раймонда, утомленная, опускается в кресло и засыпает…

Картина вторая
(Сон Раймонды)
Раймонде снится, что изображение на гобелене оживает, юный прекрасный рыцарь манит ее к себе и на руках уносит в свой замок.
Раймонда очарована неведомым ей прекрасным миром. Однако внезапно замок исчезает, на его месте возникает шатер…

Картина третья
(Сон Раймонды)
…Перед Раймондой появляется сарацинский шейх. Он мрачен и грозен, он преследует ее. Обессиленная, Раймонда лишается чувств…

Картина четвертая
…Проснувшись, Раймонда не может понять, где она. Взгляд ее падает на арапчат, подаренных Абдерахманом: они вызывают в ее памяти образ сарацинского шейха. Солнечный луч освещает портрет Жана де Бриена. Значит, это был лишь сон!


Действие второе
Картина пятая
Внутренний двор замка. Из разных стран съезжаются гости, приглашенные на празднество. Раймонда с нетерпением ждет появления Жана де Бриена, но Абдерахман вновь и вновь обращается к ней с пылкими и страстными признаниями в любви. Он сулит ей несметные богатства, безмерную власть в его владениях, все, что только она пожелает! Отчаявшись, Абдерахман при помощи своей свиты пытается похитить Раймонду, но путь ему преграждает Жан де Бриен. Он вызывает шейха на поединок, и Абдерахман погибает, сраженный мечом рыцаря.
Раймонда приветствует своего жениха.


Действие третье
Картина шестая
Раймонда и Жан де Бриен счастливы. В замке пышно празднуется их свадьба.


«Раймонду» Мариус Петипа сочинил на восьмидесятом году жизни, это один из его поздних больших балетов. В нем в незамысловатой истории, основанной на средневековой рыцарской легенде, соединилось все самое лучшее из наработанного Петипа за его долгую карьеру хореографа в России. Здесь и балетно-детективный сюжет со снами, похищениями и счастливыми освобождениями, и сложная и разнообразная балеринская партия, и противопоставление мужских образов – рафинированного классического Жана де Бриена и страстного остро-характерного восточного Абдерахмана, и огромное количество персонажей, а значит, и артистов, занятых в спектакле, и красочные характерные танцы, и, пожалуй, главная гордость и завоевание Петипа – развернутые танцевальные сцены классических ансамблей.
Композитор, напротив, начинал свой балетный путь «Раймондой». Спектакль увидел свет на тридцать третьем году жизни Александра Глазунова. В этом сочинении новичок в балетном жанре, композитор настолько увлеченно использовал свой опыт симфониста, мастера яркого и красочного оркестрового письма, что последующие сочинения для танца («Испытания Дамиса» и «Времена года») не затмили славу «Раймонды», и именно этот балет остался в истории едва ли не самым известным произведением Глазунова.
Конфликт в нем строится на противопоставлении двух миров: в полную рыцарского благородства идиллию средневекового замка Раймонды вторгается варварский мир необузданных страстей, олицетворяемых Абдерахманом и его свитой. Музыкальный контраст хореограф решил противопоставлением экспрессивности жеста Абдерахмана, темпераментных характерных танцев его свиты гармонии классического танца мира Раймонды. Партия Раймонды – одна из самых трудных в классическом балетном репертуаре. В этом шедевре Мариуса Петипа балерина исполняет пять вариаций, а помимо того – красивейшие адажио, pas d’action, Grand Pas. Александр Глазунов не поскупился на музыкальное богатство образа главной героини, придав разную эмоциональную окраску каждой ее вариации. И хореографически в каждом из своих сольных высказываний она раскрывается с новой стороны. В первом акте Раймонда беззаботно юна, в картине «Сна» ее вариация певуче мечтательная, во втором акте – парадно-торжественная, в третьем акте одна – кокетливая, другая, исполняемая под фортепианное соло, – задумчивая. Вместе они создают образ героини, являющейся воплощением многогранной женственности. Это с одной стороны. А с другой – партии, представляющей виртуозную балерину во всеоружии универсальной техники и грации, красоты линий и абсолютного мастерства, балерины, идеал которой Мариус Петипа искал на протяжении своего творческого пути и гимном которой стала его «лебединая песня», «Раймонда». Ольга Макарова


Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)