ИСПОЛНИТЕЛИ:
Екатерина Савинкова (сопрано)
Ярамир Низамутдинов (тенор)
Вячеслав Васильев (баритон)
Глеб Перязев (бас)
Ирина Соболева (фортепиано)
В ПРОГРАММЕ:
Михаил Глинка
«Я помню чудное мгновенье...»
«Рыцарский романс»
«Я здесь, Инезилья...»
«Не искушай меня без нужды...»
«Скажи, зачем...»
«В крови горит огонь желанья...»
Ария Людмилы из IV действия оперы «Руслан и Людмила»
Николай Римский-Корсаков
«Редеет облаков летучая гряда...», соч. 42 № 3
«О чем в тиши ночей...», соч. 40 № 3
«Пленившись розой, соловей...» (Восточный романс), соч. 2 № 2
«Октава», соч. 45 № 3
«На нивы желтые нисходит тишина...», соч. 39 № 3
«Дробится, и плещет, и брызжет волна...», соч. 46 № 1
«Не ветер, вея с высоты...», соч. 43 № 2
«Звонче жаворонка пенье...», соч. 43 № 1
«Сон в летнюю ночь», соч. 56 № 2
Три песни гостей из оперы «Садко»
Петр Чайковский
«Хотел бы в единое слово...»
«Подвиг», соч. 60 № 11
«Ни слова, о друг мой...», соч. 6 № 2
«Благословляю вас, леса...», соч. 47 № 5
Серенада («О дитя, под окошком твоим...»), соч. 63 № 6
«Закатилось солнце», соч. 73 № 4
«Снова, как прежде, один...», соч. 73 № 6
«Нет, только тот, кто знал...», соч. 6 № 6
«Серенада Дон Жуана», соч. 38 № 1
Режиссер концерта – Александр Пономарев
Об Ирине Архиповой вспоминает Иосиф Генрихович Райскин, старейший работник театра, редактор газеты «Мариинский театр»: Из самых обжигающих музыкальных воспоминаний – Ирина Архипова поет с оркестром под рукой Евгения Светланова «Песни и пляски смерти» Мусоргского. Смерть ласково баюкает умирающее дитя, Смерть в метель укутывает снегом замерзающего пьяненького мужичка, Смерть в женском обличье на боевом коне торжествует над скошенными ею павшими воинами. Так – и вокально, и актерски – могла петь только великая оперная певица. Мы со сверстниками в 1960–1970-е годы спешили в Москву, в Большой, чтобы услышать ее Кармен или Марфу в «Хованщине», как десятилетием прежде – чтобы увидеть чудо Галины Улановой – Джульетты.
Ирина Архипова родилась в 1925 году в Москве. Ее отец, инженер Константин Ветошкин, был музыкально одаренным человеком и играл на различных инструментах. Мать, Евдокия Галда, пела в хоре Большого театра. Неудивительно, что девочку решили учить музыке. В Школе имени Гнесиных параллельно с занятиями в классе фортепиано она пела в хоре.
В 1941 году в начале войны семья эвакуировалась в Ташкент. В 1942 году, окончив школу, Ирина поступила в Московский архитектурный институт (МАРХИ), который находился в эвакуации в Ташкенте, и после окончания учебы направлена в одну из столичных архитектурных мастерских.
«Веру в себя как певицу возродила во мне Надежда Матвеевна Малышева, мой преподаватель в вокальном кружке архитектурного института, – вспоминала Архипова. – Я усвоила основные приемы правильной постановки голоса, именно там сформировался мой певческий аппарат». Летом 1946 года после долгих колебаний Ирина подала заявление в Московскую консерваторию. На экзаменах ее услышал известный педагог по вокалу Леонид Савранский. В его классе Архипова усовершенствовала певческую технику и уже на втором курсе дебютировала в спектаклях Оперной студии. Оставив работу архитектора, она переходит на дневное отделение и готовит дипломную программу. Выступление Ирины в Малом зале консерватории экзаменаторы оценили высшим баллом и рекомендовали выпускницу в аспирантуру.
По совету Савранского Архипова решает поступить в стажерскую группу Большого театра. Увы, ее ожидала неудача. Молодая певица перешла на заочное отделение и уехала в Свердловск, где была сразу принята в труппу. Через две недели она дебютировала в партии Любаши в «Царской невесте». Ее партнер, оперный певец Юрий Гуляев, так описал первую репетицию: «Дирижер показал вступление. И с первого же звука голоса певицы все преобразилось, ожило и заговорило. Она пела “Вот до чего я дожила, Григорий”, и это был вздох, протяжный и щемящий, это была правда – откровение обнаженного сердца, отравленного горечью и страданием».
Вскоре Ирина вышла на сцену в классической для меццо-сопрано партии в опере «Кармен». Близилась поворотная точка в биографии. Главный дирижер Большого театра Александр Мелик-Пашаев готовил обновленную постановку «Кармен» и нуждался в новой исполнительнице. 1 апреля 1956 года состоялся дебют певицы на сцене Большого в партии Кармен. В 1959 году Архипова – партнерша известного певца Марио Дель Монако, приглашенного в Москву на роль Хозе. Итальянский артист позвал ее петь в постановках «Кармен» в Неаполе и Риме. Как он вспоминал: «Ирина Архипова – именно такая Кармен, какой я вижу этот образ, яркая, сильная, цельная. У нее есть и темперамент, и тонкая сценическая интуиция, и обаятельная внешность, и, конечно, отличный голос – меццо-сопрано широкого диапазона, которым она в совершенстве владеет». В сезоне 1959–1960 года вместе с Дель Монако Архипова выступает в городах Италии, получая восторженные отзывы прессы. После ее гастролей был подписан контракт о стажировке молодых солистов Большого театра в Италии.
На сцене Большого театра артистка спела едва ли не весь репертуар для меццо-сопрано: Марфу в «Хованщине», Марину Мнишек в «Борисе Годунове», Любаву в «Садко», Любашу в «Царской невесте», Любовь в «Мазепе», Кармен в опере Бизе, Азучену в «Трубадуре», Эболи в «Доне Карлосе». В концертных программах Архипова обращалась к произведениям Баха и Генделя, Листа и Шуберта, Глинки и Даргомыжского, Мусоргского и Чайковского, Рахманинова и Прокофьева, Танеева и Метнера. И здесь – сужу по ее концертам в нашей филармонии – умела сочетать крупный оперный штрих с интимной природой камерного жанра. В Кировском театре выходила на сцену в образах Амнерис из «Аиды» и Графини из «Пиковой дамы».
С 1955 года певица гастролировала за рубежом, выступала на сценах Ла Скала, Парижской оперы, театра Колон в Буэнос-Айресе, Метрополитен-оперы, Одеона Ирода Аттика (Афины).
С 1967 года Ирина Архипова возглавляла жюри Конкурса им. М. И Глинки, где дала путевку в жизнь многим будущим звездам: Владимиру Атлантову, Елене Образцовой, Сергею Лейферкусу, Ольге Бородиной, Анне Нетребко, Дмитрию Хворостовскому. С 1974 года она также председательствовала в жюри Конкурса им. П. И. Чайковского в номинации «сольное пение». В 1974–2003 годах преподавала в Московской консерватории. В 1993 году основала Благотворительный фонд Ирины Архиповой, и стоило ей провести в Челябинске шесть своих оперных фестивалей и очередной Конкурс им. Глинки, как скромная местная опера буквально расцвела за несколько лет благодаря фонду.
«Генералиссимус русского вокала» (это из прессы), солистка Большого театра, профессор консерватории Ирина Архипова – обладательница множества наград и премий. Среди них орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999), три ордена Ленина (1971, 1976, 1984), Ленинская премия (1978) и Государственная премия Российской Федерации (1996).
«Я с уверенностью могу назвать свою жизнь счастливой, – говорила Ирина Константиновна. – Я была счастлива своими родителями, своими близкими, своими друзьями, счастлива своими учителями и своими учениками. Я всю жизнь занималась любимым делом, объездила почти весь мир, встречалась со многими выдающимися личностями, имела возможность делиться с людьми тем, чем одарила меня природа, ощущать любовь и признательность своих слушателей и чувствовать, что мое искусство нужно многим. А ведь это так важно каждому из нас – знать о своей нужности». Иосиф Райскин
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)