Санкт-Петербург, Концертный зал

Дон Паскуале

Исполняется на русском языке


опера Гаэтано Доницетти

К 90-летию со дня рождения Андрея Храмцова

Исполнители

Дон Паскуале – Геворг Григорян
Норина – Кристина Гонца
Доктор Малатеста – Александр Гонца
Эрнесто – Станислав Леонтьев
Карлотто – Дмитрий Колеушко


Андрей Иванович Храмцов был принят в стажерскую группу Кировского театра в 1962 году. Будущий артист не планировал связывать свою судьбу с музыкой и лишь спустя несколько лет учебы в Ленинградском институте авиационного приборостроения вдохновенно увлекся семейным делом. Мать Андрея Храмцова, известная певица Ольга Афанасьевна Кашеварова, долгие годы выступала в Кировском театре: в партиях Татьяны в «Евгении Онегине», Ольги в «Псковитянке», Микаэлы в «Кармен», Марии в «Мазепе». За рекордные сорок пять лет служения оперному искусству Храмцов исполнил около сотни партий: Мазепу и Орлика в «Мазепе», Эскамильо в «Кармен», Валентина в «Фаусте», Томского в «Пиковой даме», Бартоло в «Севильском цирюльнике» и многие другие. Значимое место в репертуаре певца занимали советские оперы: «Петр Первый», «Судьба человека», «Кружевница Настя». Коронной же партией артиста был дон Паскуале в одноименной опере Доницетти.

Премьера этой музыкальной комедии в Кировском театре состоялась 17 июня 1980 года под управлением Валерия Гергиева. Спектакль поставил недавний выпускник оперно-режиссерского отделения Ленинградской консерватории Юрий Александров, оформил – Игорь Иванов, только что занявший пост главного художника театра. В том же 1980-м титульную партию в опере Доницетти впервые спел Андрей Храмцов. «Дон Паскуале», исполнявшийся на русском языке, в переводе Виктора Коломийцова, регулярно появлялся на афише Кировского театра и пользовался большим успехом у зрителей.

Работа Храмцова в «Доне Паскуале» получила восторженные отклики критиков. Так, «Ленинградская правда» писала: «На редкость правдив и смешон А. Храмцов в заглавной роли. Как потешен немощный и надменный Паскуале, когда тает от любви к благочестивой “невесте”, как забавен он в бурном гневе, когда, едва лишь подписан брачный “контракт”, тишайшая Норина превращается в злую фурию. Но игра заходит слишком далеко: за выраженный им протест старик получает от новоявленной “супруги” пощечину. Печально-ироничную его фразу “Долго ждал ты, дон Паскуале, чтоб тебя поцеловали; поздравляю с новобрачной, что целует так удачно” Храмцов пропевает с таким пронзительным сожалением о неосуществившейся мечте избежать одиночества, что отношение наше к герою становится иным: насмешку сменяет сочувствие».

В 1982 году по спектаклю Кировского театра студией «Лентелефильм» был снят фильм (режиссер – Олег Рябоконь). В этом фильме – в ансамбле с Андреем Храмцовым – сыграли Татьяна Новикова (Норина), Константин Плужников (Эрнесто) и Валерий Лебедь (Малатеста).

Подвижный, выразительный голос, незаурядное актерское мастерство, тонкое чувство ансамбля снискали певцу заслуженную любовь зрителей. Творческую работу Андрей Иванович успешно соединял с административной – много лет он заведовал оперной труппой Мариинского театра. Сегодня, продолжая семейную традицию, в театре служит его дочь Юлия.

Мировая премьера: 3 января 1843 года, Театр итальянской комедии, Париж
Премьера в Большом (Каменном) театре: 6 февраля 1845 года, Императорская итальянская оперная труппа
Премьера в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинском): 17 июня 1980 года
Премьера возобновления постановки на сцене Концертного зала: 29 июля 2022 года


Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Гаэтано Доницетти
Либретто Джованни Руффини

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер возобновления – Илья Устьянцев
Режиссер адаптации спектакля на сцене Концертного зала – Илья Устьянцев
Восстановление живописи – Николай Гавриленко, Анастасия Рочева
Художник по свету – Александр Наумов
Хореограф – Илья Устьянцев
Ответственный концертмейстер – Оксана Клевцова
Хормейстер – Илья Попов
Репетитор по итальянскому языку – Мария Никитина

Краткое содержание

Действие происходит в Риме около 1750 года.

Действие первое
Картина первая. В усадьбе дона Паскуале.
Богатый дворянин дон Паскуале да Корнето болен, стар и немощен. Но не только болезни беспокоят его – единственный племянник и наследник Эрнесто влюблен в молодую вдову Норину и собирается жениться на ней. Чтобы предотвратить этот брак, который опорочит дворянский титул, дон Паскуале решается на крайнюю меру – жениться самому и тем лишить племянника всякой надежды на наследство.
Наконец-то появляется долгожданный доктор Малатеста – доверенное лицо и друг Паскуале. Невеста найдена! – радостно сообщает он. Молода и красива, скромна и благочестива, рассудительна и добра, к тому же она – воспитанница монастыря и родная сестра доктора. Радости старого холостяка нет границ. Вот теперь он проучит упрямого юнца!
Эрнесто, узнав о планах дона Паскуале, впадает в глубокое отчаяние – по воле дядюшки он разорен и вынужден покинуть родной дом.

Картина вторая. В доме Норины.
Норина огорчена прощальным письмом Эрнесто. Но стоит ли так отчаиваться?! Она вместе с доктором Малатестой составляет хитроумный план расправы над доном Паскуале: играя роль Софронии, «сестры» Малатесты, Норина должна очаровать старика, женить его на себе, а затем проучить так, чтобы он навсегда распрощался с мыслью о браке.

Действие второе
Комната дона Паскуале.
Настал желанный миг: невеста – в доме Паскуале. Он поражен невинностью и кротостью Софронии и желает тотчас жениться. Оказывается, в приемной уже ждет нотариус, который готов сию же минуту составить брачный контракт.
Появляется ничего не подозревающий Эрнесто. Он чуть не сорвал затею Малатесты, но доктор посвящает пылкого влюбленного в свою игру.
Брак свершился! Однако что случилось с Софронией? Из ангела она тут же превращается в фурию и, что самое ужасное, дерзко, вопреки воле мужа, начинает распоряжаться состоянием, которое он только-только передал молодой супруге. Отчаянию дона Паскуале нет предела.

Действие третье
Картина первая. Комната дона Паскуале.
Дон Паскуале вне себя от обиды и гнева: в первый же день брака жена уехала на бал, одарив «любимого» мужа пощечиной. Он расквитается с дрянной девчонкой! Он ее выгонит, он…
Внезапно его взгляд останавливается на клочке бумаги. О, ужас! Это любовная записка. Всё! Чаша терпения переполнилась. Узы брака невыносимы, и их надо порвать сейчас же, сегодня. И на этот раз ему помогает «верный друг» Малатеста. Они разрабатывают план разоблачения коварной Софронии.

Картина вторая. Сад.
Дон Паскуале торжествует – жена изобличена на месте преступления! Теперь ради развода с ней он пойдет на всё, даже на брак Эрнесто и Норины. Но что это? Норина и Софрония – одно лицо? Дон Паскуале понимает, что попал в собственный капкан. Он вынужден благословить союз Эрнесто и Норины и навсегда остаться холостяком.


О таких говорят: «Седина в бороду – бес в ребро». Состоятельный аристократ дон Паскуале на старости лет вздумал жениться. От любовной лихорадки пожилого скрягу излечивает молодежь, причем весьма сильнодействующим лекарством: заставив его на своей шкуре прочувствовать все «прелести» супружеской жизни с женой-мегерой. Старики в роли женихов издавна становились объектом для колкостей, но Доницетти в опере-буффа «Дон Паскуале» раскрывает классическую комедийную тему с долей меланхолии и сочувствия главному герою – быть может, потому, что композитор, который написал эту блестящую партитуру за невероятные одиннадцать дней, сам был в то время уже не молод и глубоко одинок. Оставаясь типовой комедией характеров-масок, восходящих к традициям итальянского уличного театра, «Дон Паскуале» – сочинение романтической эпохи и потому наполнено живыми чувствами. 


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)