Дон Паскуале – Геворг Григорян
Норина – Кристина Гонца
Доктор Малатеста – Александр Гонца
Эрнесто – Станислав Леонтьев
Карлотто – Дмитрий Колеушко
Андрей Иванович Храмцов был принят в стажерскую группу Кировского театра в 1962 году. Будущий артист не планировал связывать свою судьбу с музыкой и лишь спустя несколько лет учебы в Ленинградском институте авиационного приборостроения вдохновенно увлекся семейным делом. Мать Андрея Храмцова, известная певица Ольга Афанасьевна Кашеварова, долгие годы выступала в Кировском театре: в партиях Татьяны в «Евгении Онегине», Ольги в «Псковитянке», Микаэлы в «Кармен», Марии в «Мазепе». За рекордные сорок пять лет служения оперному искусству Храмцов исполнил около сотни партий: Мазепу и Орлика в «Мазепе», Эскамильо в «Кармен», Валентина в «Фаусте», Томского в «Пиковой даме», Бартоло в «Севильском цирюльнике» и многие другие. Значимое место в репертуаре певца занимали советские оперы: «Петр Первый», «Судьба человека», «Кружевница Настя». Коронной же партией артиста был дон Паскуале в одноименной опере Доницетти.
Премьера этой музыкальной комедии в Кировском театре состоялась 17 июня 1980 года под управлением Валерия Гергиева. Спектакль поставил недавний выпускник оперно-режиссерского отделения Ленинградской консерватории Юрий Александров, оформил – Игорь Иванов, только что занявший пост главного художника театра. В том же 1980-м титульную партию в опере Доницетти впервые спел Андрей Храмцов. «Дон Паскуале», исполнявшийся на русском языке, в переводе Виктора Коломийцова, регулярно появлялся на афише Кировского театра и пользовался большим успехом у зрителей.
Работа Храмцова в «Доне Паскуале» получила восторженные отклики критиков. Так, «Ленинградская правда» писала: «На редкость правдив и смешон А. Храмцов в заглавной роли. Как потешен немощный и надменный Паскуале, когда тает от любви к благочестивой “невесте”, как забавен он в бурном гневе, когда, едва лишь подписан брачный “контракт”, тишайшая Норина превращается в злую фурию. Но игра заходит слишком далеко: за выраженный им протест старик получает от новоявленной “супруги” пощечину. Печально-ироничную его фразу “Долго ждал ты, дон Паскуале, чтоб тебя поцеловали; поздравляю с новобрачной, что целует так удачно” Храмцов пропевает с таким пронзительным сожалением о неосуществившейся мечте избежать одиночества, что отношение наше к герою становится иным: насмешку сменяет сочувствие».
В 1982 году по спектаклю Кировского театра студией «Лентелефильм» был снят фильм (режиссер – Олег Рябоконь). В этом фильме – в ансамбле с Андреем Храмцовым – сыграли Татьяна Новикова (Норина), Константин Плужников (Эрнесто) и Валерий Лебедь (Малатеста).
Подвижный, выразительный голос, незаурядное актерское мастерство, тонкое чувство ансамбля снискали певцу заслуженную любовь зрителей. Творческую работу Андрей Иванович успешно соединял с административной – много лет он заведовал оперной труппой Мариинского театра. Сегодня, продолжая семейную традицию, в театре служит его дочь Юлия.
Мировая премьера: 3 января 1843 года, Театр итальянской комедии, Париж
Премьера в Большом (Каменном) театре: 6 февраля 1845 года, Императорская итальянская оперная труппа
Премьера в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинском): 17 июня 1980 года
Премьера возобновления постановки на сцене Концертного зала: 29 июля 2022 года
Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут
Спектакль идет с одним антрактом
О таких говорят: «Седина в бороду – бес в ребро». Состоятельный аристократ дон Паскуале на старости лет вздумал жениться. От любовной лихорадки пожилого скрягу излечивает молодежь, причем весьма сильнодействующим лекарством: заставив его на своей шкуре прочувствовать все «прелести» супружеской жизни с женой-мегерой. Старики в роли женихов издавна становились объектом для колкостей, но Доницетти в опере-буффа «Дон Паскуале» раскрывает классическую комедийную тему с долей меланхолии и сочувствия главному герою – быть может, потому, что композитор, который написал эту блестящую партитуру за невероятные одиннадцать дней, сам был в то время уже не молод и глубоко одинок. Оставаясь типовой комедией характеров-масок, восходящих к традициям итальянского уличного театра, «Дон Паскуале» – сочинение романтической эпохи и потому наполнено живыми чувствами.
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)