ИСПОЛНИТЕЛИ:
Cимфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев
В ПРОГРАММЕ:
Густав Малер
Симфония № 9 ре мажор
Девятая симфония завершила композиторский путь Густава Малера – подобно Бетховену, Брукнеру и другим авторам, он остановился на «мистическом» числе (Десятая, над которой композитор начал работу, осталась неоконченной). Симфония создавалась на фоне трагических событий в жизни Малера, а также его неизлечимой болезни, и премьеру, прошедшую в июне 1912 года, ему уже не довелось услышать. Прежде нередко включавший в свои сочинения вокальные партии – от сольных голосов до гигантского хора, – в Девятой Малер говорит без слов. Традиционная для симфонии четырехчастная структура решена не вполне обычно: длинными и медленными крайними частями, в которых время будто бы останавливается, обрамляются две подвижные средние, где, как и прежде у Малера, узнаются интонации бытовых жанров – уличных песен, танцев, маршей, хоралов – но эти отзвуки уходящей суетной реальности слышны уже словно издалека и порой в искаженном виде. Подобно Патетической Чайковского, Девятая Малера – музыка о смиренном прощании – с многолетней традицией жанра симфонии, со всей прежней музыкой и с самой жизнью, но вместе с тем о неизбывной любви к ней.
Полуторачасовая симфония – сочинение непростое и для музыкантов, и для публики, редко попадающее в концертные афиши и потому более чем достойное внимательного, вдумчивого слушания.