Оперное наследие Рихарда Вагнера включает в себя десять партитур, не считая трех ранних. В этом собрании «Нюрнбергские мейстерзингеры» находятся в точке золотого сечения – на седьмой позиции, после «Тристана и Изольды» и перед «Зигфридом», третьей частью тетралогии «Кольцо нибелунга». Как и все остальные оперы Вагнера, «Нюрнбергские мейстерзингеры» обладают долгой, многоступенчатой предысторией, причем композитор охотно ее мифологизировал. В фигуре Вагнера удивительным образом соединились черты идеалиста-романтика и успешного менеджера грандиозного «вагнеровского проекта».
Франц фон Штук. Портрет Рихарда Вагнера. 1902
Точкой отсчета длинного пути Вагнера к «Мейстерзингерам» можно считать его первый визит в Нюрнберг в 1835 году. Композитору запомнился не только очаровательный средневековый городок, но и массовая драка в трактире, невольным свидетелем которой он оказался. Причем поводом для драки стало чье-то неудовлетворительное пение – как в знаменитой ночной сцене «Мейстерзингеров».
Вид Нюрнберга. Гравюра Михаэля Вольгемута из Нюрнбергской хроники (1493)
Спустя десять лет, летом 1845 года, Вагнер – на тот момент главный дирижер Дрезденского оперного театра – отдыхал на курорте Мариенбад. Там он создал первый набросок будущей оперы, задумав ее как сатирический ответ на только что оконченную оперу «Тангейзер». И в «Тангейзере», и в «Нюрнбергских мейстерзингерах» речь идет о состязаниях певцов, только в «Тангейзере» соревнуется высшее сословие – рыцари, а в «Мейстерзингерах» – бюргеры, горожане-ремесленники.
Прослушивание мейстерзингера. На стене висят призы победителя: венок и серебряная цепь. Кабинетный рисунок на стекле. 1637
Прошло много лет, прежде чем Вагнер вернулся к своему замыслу. В 1861 году он жил в Вене, где ставили его оперу «Лоэнгрин». Остро нуждаясь в деньгах, Вагнер искал способ поправить свое финансовое положение. Лучше всего для этой цели подходило кассовое музыкально-театральное представление. Перебирая варианты, Вагнер вспомнил и историю про мейстерзингеров – поющих ремесленников. Чтобы заняться ею вплотную, недоставало лишь решающего импульса. Этот импульс композитор получил от… Тициана.
Осенью 1861 года Вагнер побывал в Венеции и увидел там знаменитую тициановскую «Ассунту» – «Вознесение Девы Марии». При взгляде на шедевр композитор вдруг испытал сильнейший прилив вдохновения и острое желание немедленно начать работу над «Мейстерзингерами» – так, по крайней мере, этот эпизод преподносил сам мастер. Вагнеровские воспоминания далеки от документалистики, но здесь важно другое: автор оперы о тайне творчества – а именно это и есть центральная тема «Мейстерзингеров» – создает романтическую легенду о самом себе, о своем опыте божественного озарения.
Тициан. Вознесение Девы Марии. 1516–1518. Находится в алтаре базилики Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари в Венеции
После Венеции и «Ассунты» работа пошла как по маслу; уже в поезде из Венеции в Вену была сочинена бóльшая часть увертюры, а значит, и лейтмотивы оперы. По приезде композитор отправился в Придворную библиотеку, где засел за книги по истории мейстерзанга и старинные нюрнбергские хроники. Скрупулезное изучение исторических источников – отличительная особенность вагнеровского художественного метода, недаром Вагнер прослыл самым начитанным композитором XIX века.
Вверху: «Длинный тон» – мелодия мейстерзингера Мюгельна
Внизу: лейтмотив царя Давида, покровителя мейстерзингеров. Контуры мотива повторяют подлинную ренессансную мелодию
Любой оперный проект Вагнера включает в себя работу с издателями. Планируя «Мейстерзингеров», Вагнер сразу вступил в переговоры с известным майнцским издательством Schott, намереваясь опубликовать там свое новое сочинение. Франц Шотт согласился и выплатил щедрый аванс. Уложиться в оговоренные сроки Вагнеру не удалось – издателю пришлось ждать партитуру несколько лет.
Либретто «Нюрнбергских мейстерзингеров», выпущенное в издательстве Schott в Майнце в 1869 году (через год после премьеры)
Такая задержка отчасти объясняется размахом «Мейстерзингеров» – одной из самых длинных опер в истории жанра. Как обычно, композитор написал либретто сам. Вагнер сочинял его в парижской гостинице зимой 1861–1862 годов, уже имея, по его утверждению, «всю музыку в голове».
Следующим шагом Вагнера был публичный показ текста оперы: композитор всегда сочинял либретто таким образом, чтобы оно даже без музыки представляло собой полноценную драму. Вагнер публично читал «Мейстерзингеров» как минимум дважды: в издательстве Schott в Майнце и в доме врача и певца Йозефа Штандхартнера в Вене. Читал Вагнер превосходно, последовательно преображаясь во всех своих персонажей, – недаром он провел все детство в драматическом театре, где работал его отчим. В Вене среди гостей оказался влиятельный местный критик, профессор Эдуард Ганслик, жестоко высмеянный Вагнером в его произведении. Узнал ли Ганслик себя в самом бездарном мейстерзингере, неизвестно; говорят, после чтения он молча покинул дом.
Жигмонд Поллак, Лайош Элишер. Портрет Эдуарда Ганслика. 1879
Музыку «Мейстерзингеров» Вагнер начал сочинять в прирейнском городке Бибрихе близ Висбадена. Параллельно с работой над партитурой Вагнер показывал ее части в концертах. Летом 1862 года в Лейпциге оркестр Гевандхауза под управлением автора впервые исполнил увертюру к «Нюрнбергским мейстерзингерам». С тех пор это сочинение прочно закрепилось в концертном репертуаре. Фрагменты из «Мейстерзингеров» Вагнер исполнял и во время своих гастролей в России в 1863 году.
Вилла в Бибрихе, где создавались «Нюрнбергские мейстерзингеры»
Как композитор-романтик, Вагнер был склонен идентифицировать себя с собственными героями. В «Мейстерзингерах» вагнеровское альтер эго – это в первую очередь Ганс Сакс, главный мейстерзингер. Вагнер подписывался его именем и даже одевался в стиле состоятельного ренессансного бюргера.
Рихард Вагнер. Люцерн, 1867. Фото: Жюль Бонне. Вагнер одет как богатый мейстерзингер
Ганс Сакс. Гравюра Михаэля Остендорфера (1545). Поэту здесь пятьдесят один год, в этом же возрасте Вагнер работал над «Мейстерзингерами»
В 1864 году бедствующего композитора взял под высочайшее покровительство баварский король Людвиг II. Финансовые проблемы отпали, Вагнер переехал в Трибшен под Люцерном. Премьера «Нюрнбергских мейстерзингеров» состоялась 21 июня 1868 года в Мюнхенском придворном театре. К премьере двадцатипятилетний дирижер Ганс Рихтер провел шестьдесят шесть хоровых репетиций. Уже генеральная репетиция имела огромный успех, а премьера стала абсолютным триумфом. Во время спектакля Вагнер сидел в одной ложе с королем, которому «Мейстерзингеры» и посвящены. Дирижировал Ганс фон Бюлов.
Вагнер на премьере «Нюрнбергских мейстерзингеров». Карикатура 1868 года
Франц Нахбаур, первый исполнитель роли Вальтера фон Штольцинга. После премьеры «Мейстерзингеров» стал первым тенором Мюнхенского оперного театра и сохранял этот статус в течение двадцати двух лет
Матильда Малингер, первая исполнительница роли Евы Погнер. Эта певица впоследствии часто приезжала в Мариинский театр
Уже в следующем, 1869 году премьеры «Мейстерзингеров» состоялись во множестве немецких театров. Опера победно шествовала по городам Германии и всюду воспринималась как немецкое национальное достояние. Вскоре «Нюрнбергские мейстерзингеры» появились в театрах по всей Европе.
Рекламный плакат со сценой из третьего акта «Нюрнбергских мейстерзингеров». Ганс Сакс выясняет, где у Евы жмет башмачок; в этот момент в комнату входит Вальтер фон Штольцинг. «Ага! Так вот в чем дело, теперь я понял!» – говорит Сакс, заметив волнение девушки. В правом нижнем углу – рекламируемый товар, мясные консервы
В Петербурге оперу целиком впервые увидели в 1898 году, когда в Мариинском театре гастролировала интернациональная труппа под управлением Ганса Рихтера. «Нюрнбергские мейстерзингеры» были исполнены после всего лишь трех оркестровых репетиций.
Ганс Рихтер, первый дирижер, исполнивший «Нюрнбергских мейстерзингеров» в Мариинском театре
Первым русским театром, который включил «Мейстерзингеров» в свой репертуар, стала московская Опера Зимина – там премьера состоялась 30 августа 1909 года.
Почтовая открытка с эскизом Ивана Федотова к московской постановке «Нюрнбергских мейстерзингеров» (1909). Ева надевает победный венок на голову Вальтера
Накануне Первой мировой войны оперу поставили в Петербурге сразу два театра: сначала Театр музыкальной драмы, а затем и Мариинский.
Афиша премьерного спектакля в Мариинском театре
Аделаида Больска, исполнительница партии Евы
Мариинская премьера состоялась 20 марта 1914 года под управлением Альберта Коутса. Спектакль поставил Николай Боголюбов, оформил Петр Ламбин: тот и другой ради этого были командированы в Германию. Танцы поставил Николай Легат. Еву пела Аделаида Больска, известная своими вагнеровскими работами. Репетиции шли больше трех месяцев. Премьера прошла успешно, однако четвертый спектакль «Мейстерзингеров» 25 апреля 1914 года стал последней предвоенной вагнеровской постановкой в Мариинском театре. Война с Германией исключила немецкие оперы из репертуара.
Соревнование певцов на Праздничном лугу (третий акт). Мариинский театр, 1914
«Ежегодник Императорских театров». 1914
После войны и революции спектакль усилиями Владимира Дранишникова был возобновлен в театре, уже называвшемся Театром оперы и балета, 2 ноября 1926 года, однако спектакль в репертуаре не удержался. В 1929-м «Мейстерзингеров» поставили в Большом театре в Москве.
Федор Федоровский. Эскиз декорации для спектакля Большого театра. 1929
В 1932-м оперу поставили в Малом оперном в Ленинграде, после чего в России исполнялись только фрагменты сочинения, главным образом увертюра.
Татьяна Глебова. Эскизы кулис к первому акту: «Нюрнберг – город ремесленников». Постановка МАЛЕГОТа. Ленинград, 1932
© Архив Михайловского театра
Новой постановке «Нюрнбергских мейстерзингеров» в Мариинском театре предшествовали ее концертные исполнения. Первое из них состоялось 5 марта 2021 года. Партию Ганса Сакса спел Михаил Петренко, Евы Погнер – Ирина Чурилова, Вальтера фон Штольцинга – Сергей Скороходов. Дирижировал Валерий Гергиев.
Сергей Скороходов, Ирина Чурилова, Анна Кикнадзе и Андрей Попов на концерте в Мариинском-2
© Архив Мариинского театра
Премьера новой постановки состоится 21 июля 2023 года. Спектакль ставит Константин Балакин, оформляет Елена Вершинина. Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев.
Елена Вершинина. Эскизы костюмов Бекмессера, Евы и Ганса Сакса. Постановка 2023 года.
© Мариинский театр
Выставку подготовили: Христина Батюшина (редактор-составитель), Анна Петрова.
Реализация на сайте: Жанна Бурсина, Альмира Ахметова, Артем Бурдов.
Корректор Андрей Бауман.
Благодарим за помощь в подготовке Ольгу Овечкину, Елену Лолло (архивная служба Мариинского театра) и Наталью Сердюк (Михайловский театр).