Новости

С 17 по 21 июля на Исторической и Новой сценах Большого театра России пройдут гастроли оперной и балетной трупп Мариинского. Петербуржцы представят спектакли золотого фонда своего репертуара – «Руслан и Людмила» Глинки и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева

С 17 по 21 июля на Исторической и Новой сценах Большого театра России пройдут гастроли оперной и балетной трупп Мариинского. Петербуржцы представят спектакли золотого фонда своего репертуара – «Руслан и Людмила» Глинки и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева.

С начала года Мариинский и Большой театры отмечают значительный юбилей в мире искусства – 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Сюжеты его поэм, романов и сказок неоднократно привлекали внимание крупнейших композиторов, становясь основой самых знаменитых музыкальных сочинений. Июльские обменные гастроли двух театров будут одной из центральных точек празднования: Большой театр привезет в Петербург балет «Пиковая дама» на музыку Чайковского – Красавина, Мариинский представит в Москве оперу «Руслан и Людмила» Глинки и балет «Бахчисарайский фонтан» Асафьева. Оба композитора – юбиляры: в этом году отмечается 220 лет со дня рождения Глинки и 140 лет со дня рождения Асафьева.

«Руслан и Людмила» входит в репертуар Мариинского театра уже почти два столетия – мировая премьера состоялась в 1842-м на сцене Большого (Каменного) театра, предка Мариинского, и до сих пор пользуется неизменным успехом. Сегодняшний спектакль, впервые показанный в 1994 году, стал своего рода энциклопедией большого русского стиля: в нем возобновлены роскошные декорации и костюмы Александра Головина и Константина Коровина к постановке 1904-го, а также легендарная хореография Михаила Фокина 1917 года.

Московской публике будет представлено две версии «Руслана и Людмилы»: полная и сокращенная, адаптированная для семейного просмотра. Показы полной версии пройдут 17, 18, 20 и 21 июля под управлением Валерия Гергиева и 19 июля под управлением дирижера Большого театра Антона Гришанина. Он же встанет за пульт во время исполнения сокращенной версии – 20 июля в 12:00. Спектакли пройдут при участии Хора и Оркестра Большого театра.

Премьера балета «Бахчисарайский фонтан» также состоялась на мариинской сцене – почти на столетие позже, в 1934 году, когда театр носил имя Кирова. Это был первый советский балет по мотивам литературной классики и первый спектакль нового направления – драмбалета. Премьера «Бахчисарайского фонтана» в хореографии Ростислава Захарова стала поворотным событием как для самого постановщика – балет перенесли в Большой театр, где Захаров занял пост главного балетмейстера, так и для всего советского хореографического искусства – вектор его развития был определен на последующие двадцать лет.

Показы спектакля в декорациях и костюмах Валентины Ходасевич пройдут на Новой сцене Большого театра. Главные партии исполнят: 17 июля – Мария Ильюшкина, Никита Корнеев, Роман Беляков, Виктория Терёшкина, Максим Изместьев; 18 июля – Мария Ширинкина, Евгений Коновалов, Данила Корсунцев, Оксана Скорик, Халид Мардини; 19 июля – Камилла Мацци, Алексей Тимофеев, Сослан Кулаев, Мария Буланова, Максим Изместьев; 20 июля – Мария Ильюшкина, Никита Корнеев, Роман Беляков, Виктория Терёшкина; 21 июля – Мария Ширинкина, Евгений Коновалов, Данила Корсунцев, Оксана Скорик, Максим Изместьев.

>>>

12 июля Владислав Ходасевич впервые исполнит роль Нурали в балете «Бахчисарайский фонтан».

14 июля в 19:00 в Мариинском театре пройдет гала-концерт Всероссийского детского музыкального благотворительного фестиваля «Белый пароход». Программа «Это навсегда, ребята!» посвящена 95-летнему юбилею Александры Пахмутовой

14 июля в 19:00 в Мариинском театре пройдет гала-концерт Всероссийского детского музыкального благотворительного фестиваля «Белый пароход». Программа «Это навсегда, ребята!» посвящена 95-летнему юбилею Александры Пахмутовой.

В исполнении хора и юных солистов фестиваля прозвучат популярные песни прославленного композитора. В концерте примут участие оперные солисты Любовь Петрова, Василий Ладюк, Игорь Морозов, Олег Диденко, а также вокальная группа «Квартет ПРО» в сопровождении Российского национального молодежного симфонического оркестра. Ведущая концерта – Эмма Гаджиева. Художественный руководитель проекта – Николай Диденко.

Фестиваль был создан в 2005 году известным оперным певцом Николаем Диденко. «Белый Пароход» – социальный проект, где принимают участие дети со сложной судьбой: из многодетных, неполных, малоимущих семей, с особыми возможностями здоровья и инвалидностью. Участники проходят ежегодный конкурсный отбор, который проводится по всей стране и ближнему зарубежью. В 2024-м фестиваль объединил в многоголосый хор сто сорок музыкально одаренных детей из сорока трех субъектов Российской Федерации, а также из Абхазии и Беларуси.

За девятнадцать лет существования фестиваля в нем приняло участие более полутора тысяч детей, многие из которых решили профессионально заниматься музыкой. При поддержке руководителей и волонтеров «Белого Парохода» более семидесяти детей поступили в ведущие музыкальные учебные заведения страны. Многие из них продолжают участвовать в фестивале – уже в качестве педагогов и приглашенных артистов.

Более подробная информация о фестивале «Белый Пароход» – на сайте: beliy-parohod.ru.

>>>

11 июля Анна Денисова (Людмила), Юрий Власов (Фарлаф), Ярамир Низамутдинов (Финн) дебютируют в опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила».

16 июля впервые в новейшей истории Мариинского прозвучит «Фиделио» – единственная опера Бетховена. Сочинение в концертном исполнении представят солисты оперы, Камерный хор и Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением прославленного немецкого дирижера Юстуса Франтца

16 июля впервые в новейшей истории Мариинского прозвучит «Фиделио» – единственная опера Бетховена. Сочинение в концертном исполнении представят солисты оперы, Камерный хор и Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением прославленного немецкого дирижера Юстуса Франтца.

Мировая премьера «Фиделио» состоялась 20 ноября 1805 года в венском Театре ан дер Вин, во времена французской оккупации. Успеха опера не имела – публика, наполеоновские офицеры, сочинение не поняла. Композитор несколько раз перерабатывал партитуру, написал четыре различные увертюры, но «Фиделио» словно было предрешено остаться оперой со сложной сценической судьбой.

На смертном одре Бетховен даже сказал: «Из всех моих детищ это произведение стоило мне наибольших мук при его рождении, позже доставило наибольшие огорчения, и потому оно мне дороже всех других».

Петербургская премьера «Фиделио» состоялась еще при жизни Бетховена, в 1818 году, на языке оригинала – немецком. В Мариинском театре сочинение впервые прозвучало в 1905-м – на русском языке, в переводе петербурженки Ольги Лепко.

Первоначально опера «Фиделио» называлась «Леонора, или Супружеская любовь». В ее основу положен подлинный эпизод – вызволение мужа из тюрьмы отважной женщиной. Сочинение написано в традициях французской «оперы ужасов и спасения», там царит мрачная романтика подземелий, столь популярная в революционную эпоху. Но если в «опере спасения» либо благородного героя вызволяют из заточения не менее благородные друзья, либо он приносит возлюбленной избавление, то у Бетховена всё наоборот: героиня больше не беспомощная жертва, она переодевается в мужское платье и освобождает героя-страдальца – вся система оперных амплуа приходит в движение. Бетховен создал образ сильной и побеждающей женщины, отразив тему самоотверженной борьбы во имя свободы.

>>>

10 июля 2024 года художественным руководителем балетной труппы Мариинского театра назначен заслуженный артист России Андриан Фадеев. Выпускник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, уже через два года после прихода в труппу Мариинского он стал ведущим солистом, получая призы крупнейших международных конкурсов на протяжении всего творческого пути

10 июля 2024 года художественным руководителем балетной труппы Мариинского театра назначен заслуженный артист России Андриан Фадеев. Выпускник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, уже через два года после прихода в труппу Мариинского он стал ведущим солистом, получая призы крупнейших международных конкурсов на протяжении всего творческого пути.

За время работы в Мариинском театре блестящий премьер создал на сцене целую галерею запоминающихся образов, исполнив ключевые партии в самых знаковых постановках мирового репертуара: как в классических балетах наследия, так и в культовых спектаклях XX и XXI веков.

В 2001 году специально для Андриана Фадеева Джон Ноймайер создал главную партию в балете «Звуки пустых страниц». Танцовщик блистал на сценах Берлина, Вены, Мюнхена, Рима, Пекина и Токио. В 2011 году Андриан Фадеев занял пост художественного руководителя – директора Санкт-Петербургского государственного академического театра балета им. Леонида Якобсона.

Сегодня Андриан Фадеев возвращается – в новом статусе – в родные стены Мариинского театра.

>>>

17, 18, 19 и 20 июля (в 12:00 и 19:00) на новой сцене Мариинского театра будет представлен балет Большого театра России «Пиковая дама» на музыку Петра Чайковского – Юрия Красавина. Хореограф-постановщик – Юрий Посохов. Либретто Валерия Печейкина по одноименной повести Пушкина. За пульт Симфонического оркестра Большого театра России на всех показах встанет дирижер-постановщик «Пиковой дамы» Павел Клиничев

17, 18, 19 и 20 июля (в 12:00 и 19:00) на новой сцене Мариинского театра будет представлен балет Большого театра России «Пиковая дама» на музыку Петра Чайковского – Юрия Красавина. Хореограф-постановщик – Юрий Посохов. Либретто Валерия Печейкина по одноименной повести Пушкина. За пульт Симфонического оркестра Большого театра России на всех показах встанет дирижер-постановщик «Пиковой дамы» Павел Клиничев.

Гастроли балета Большого театра на сцене Мариинского, уже ставшие доброй традицией, – прежде всего уникальная возможность прикоснуться к репертуару московской труппы, не выезжая из Петербурга. В этот раз покажут новинку: мировая премьера балета «Пиковая дама» на музыку Чайковского – Красавина в хореографии Посохова состоялась в декабре 2023 года, став первой балетной премьерой нынешнего сезона в Большом театре.

Постановщик Юрий Посохов уже известен петербуржцам – в рамках предыдущего фестиваля «Звезды белых ночей» он представил в Мариинском театре мистический диптих Белы Бартока: балет «Чудесный мандарин» и оперу «Замок герцога Синяя Борода», ставшую дебютом хореографа в качестве оперного режиссера.

Юрия Посохова на «Пиковую даму» вдохновила одноименная повесть Пушкина. Об этом сюжете он размышлял еще с юных лет, даже не будучи хореографом. За основу была взята музыка Чайковского, которую переработал петербургский композитор и давний соавтор Посохова – Юрий Красавин. Декорации к спектаклю создала Полина Бахтина.

«Постановка “Пиковой дамы” в Большом – иронический поклон в сторону классического балета, – говорит Юрий Красавин. – В партитуре я кое-где изображаю из себя заправского балетного композитора XIX века, который пишет не очень приличную музыку для ног. Это один из способов обсуждения. В “Пиковой даме” Большого театра нет ни одной моей интонации, но есть переосмысление Чайковского, причем не только одноименной оперы, но и других сочинений».

Следуя за сюжетом повести Пушкина, постановщики в пятнадцати картинах с прологом рассказывают историю любви, азарта и помешательства Германа. Несмотря на то что в музыкальной основе лежит «Пиковая дама» Чайковского, в балете появляется целый ряд сцен, которых нет в опере, например сцена петербургского бала, где Лиза передает Герману роковую записку-приглашение.

Среди особенностей, подчеркивающих оперное происхождение партитуры, – наличие поющего персонажа. В этом балете задействован контратенор – он исполняет несколько номеров, среди которых баллада Томского в обработке Юрия Красавина, а в конце превращается в другого героя, сумасшедшего офицера, марширующего в одной палате с Германом.

Главные партии на гастрольных показах исполнят: Герман – Владислав Лантратов, Дмитрий Смилевски, Алексей Путинцев; Лиза – Анастасия Сташкевич, Ева Сергеенкова, Дарья Хохлова; Графиня – Денис Савин, Вячеслав Лопатин, Георгий Гусев; Томский – Артем Овчаренко, Егор Геращенко, Даниил Потапцев, Макар Михалкин; Полина – Мария Виноградова, Ольга Марченкова, Маргарита Шрайнер.

>>>

9 июля Максим Зюзин впервые исполнит роль Гамаша в балете «Дон Кихот».

25, 26, 27 и 28 июля (в 12:00 и 19:00) на новой сцене Мариинского театра представят крупнейшую и последнюю в этом сезоне балетную премьеру – комическую «Коппелию» в хореографии Александра Сергеева. За дирижерским пультом всех показов – Арсений Шупляков

25, 26, 27 и 28 июля (в 12:00 и 19:00) на новой сцене Мариинского театра представят крупнейшую и последнюю в этом сезоне балетную премьеру – комическую «Коппелию» в хореографии Александра Сергеева. За дирижерским пультом всех показов – Арсений Шупляков.

«Коппелия» – один из самых популярных в мировом репертуаре балетов. Его история началась в 1870 году – тогда в Парижской опере прошла мировая премьера сочинения. Инициатором создания и первым постановщиком «Коппелии» стал один из ведущих балетмейстеров того времени Артюр Сен-Леон. Он же выступил соавтором либретто – вместе с Шарлем Нюитером, известным французским писателем, они переработали сюжет новеллы Гофмана «Песочный человек», превратив зловещую историю писателя-мистика в легкую, фееричную и остроумную комедию. «Коппелия» имела грандиозный успех, однако ей было суждено стать последней работой Сен-Леона — балетмейстер умер спустя несколько месяцев после премьеры.

«Коппелия» же начала торжественное шествие по мировым сценам: Франция, США, Венгрия, Англия, Дания. В России этот балет впервые представили в январе 1882-го на сцене Большого театра в Москве. Петербургская премьера состоялась почти три года спустя – 25 ноября 1884-го балет был показан на сцене Большого (Каменного) театра, предка Мариинского, в хореографии Мариуса Петипа. Впоследствии этот спектакль стал одной из самых известных постановок «Коппелии».

Предстоящая премьера – авторская версия Александра Сергеева. Новая «Коппелия» призвана стать семейным спектаклем – таким, чтобы было увлекательно и понятно для детей и в то же время любопытно для взрослых. Артистам предстоит проявить комедийный талант в пантомимных сценах и виртуозность в хореографических: не изменяя себе, Александр Сергеев готовит сложнейшие вариации, дуэты и массовые сцены с очень насыщенным, плотным танцевальным текстом.

Как и композитор, наглядно представивший характеры героев через музыкальные лейтмотивы, хореограф с помощью пластических средств проводит границу между двумя мирами. «В нашей постановке все персонажи из мира кукол – и в первую очередь Коппелия – не механические роботы, как мы привыкли. Напротив, они очень пластичны – причем настолько, насколько это невозможно, неестественно для людей. Это будет неоклассическая хореография. А вот Франц, Сванильда, их друзья и подруги, то есть персонажи, относящиеся к миру людей, решены техникой классического танца», – рассказал Александр Сергеев.

При этом Коппелиус в новой постановке – не пожилой мастер кукольных дел, а молодой, красивый, «с отрицательным обаянием», как выразился сам хореограф, кукловод, проводник между двумя мирами. Именно поэтому его партия сочетает в себе черты классической и неоклассической хореографии.

Вместо волшебства в спектакле – чудеса техники. Все магические явления в сюжете на самом деле плод конструкторских трудов гениального Коппелиуса. В том числе и специальная машина для пересаживания души.

Отдельного внимания заслуживают характерные танцы в новой «Коппелии». Вслед за композитором, подчеркнувшим национальный колорит фольклорными мотивами, Александр Сергеев выходит за рамки салонных танцев, присущих классическим спектаклям.

Художником по декорациям и костюмам выступает уже известный мариинской публике Леонид Алексеев. Он создал красочное оформление в духе середины XX века. Место действия постановщики перенесли в выдуманный, фантазийный город, но с яркой приставкой «ретро-». Художник по свету – Константин Бинкин, видеохудожник – Игорь Домашкевич.

>>>

7 июля в опере Винченцо Беллини «Пуритане» Геворг Григорян дебютирует в партии сэра Джорджа Уолтона – в дневном спектакле, в вечернем – Кристина Гонца впервые исполнит роль Эльвиры, Клим Тихонов – лорда Артура Тальбота, а Алексей Марков – сэра Ричарда Форта.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход