Мариинский театр возвращает слушателям редкую жемчужину русской оперной школы, раннее сочинение Модеста Мусоргского – сцены незавершенной оперы «Саламбо». Премьера постановки состоится 22 и 23 (в 13:00 и 19:00) февраля на новой сцене
Мариинский театр возвращает слушателям редкую жемчужину русской оперной школы, раннее сочинение Модеста Мусоргского – сцены незавершенной оперы «Саламбо». Премьера постановки состоится 22 и 23 (в 13:00 и 19:00) февраля на новой сцене.
Композитор приступил к работе над оперой «Саламбо» в самом начале своего профессионального пути: Мусоргскому было всего двадцать четыре. Именно «Саламбо», создававшаяся с 1863 по 1866 год, стала тем произведением, в котором ярко проявились и интерес Мусоргского к теме народа, и впечатляющая способность через судьбу конкретного человека показать историю целой страны.
В основе либретто – сюжет одноименного романа Гюстава Флобера о противостоянии Карфагена и наемников-варваров, переработанный и дополненный композитором. Мусоргский планировал написать оперу в четырех действиях, но судьба произведения с самого начала складывалась непросто. Не получив необходимой поддержки от друзей-композиторов из «Могучей кучки», Мусоргский прекратил работу над оперой – сохранились лишь отдельные музыкальные номера.
Возвращение этой редкой жемчужины зрителю стало возможным во многом благодаря Мариинскому театру. В 1989 году по его заказу известный петербургский композитор Вячеслав Наговицин создал оркестровую редакцию оперы: в нее вошли номера, оркестрованные самим Мусоргским, а также Римским-Корсаковым и Виссарионом Шебалиным. Эта редакция была расширена в 1991-м посредством включения в нее нескольких родственных произведений Мусоргского, и в таком варианте в том же году Мариинский театр исполнил оперу на древнеримской арене в испанском городе Мерида.
В 2025-м сцены незавершенной оперы Мусоргского «Саламбо» будут представлены в Мариинском в режиссерской версии Сергея Новикова и сценографии Ростислава Протасова. В конце 2024 года этот спектакль с огромным успехом дважды показали в Большом театре.
«Для меня как режиссера работать с таким материалом было своеобразным вызовом. Нужно было соединить сочиненные фрагменты из разных частей повествования в стройную историю. Для этого мы ввели рассказчика, правителя Карфагена и отца Саламбо – Гамилькара. Его образ воплотил народный артист России Владимир Стеклов. Кроме того, к музыкальной редакции 1991 года добавили еще один номер – дуэт Саламбо и ее духовного наставника Шагабарима, – из набросков к которому потом композитор создал дуэт Марины Мнишек и Рангони», – рассказал Сергей Новиков.
По словам режиссера, в этой опере Мусоргский открывается с неожиданной стороны – как лирический композитор, который точно угадывает и передает чувства девушки, разрывающейся между любовью и долгом.
Исторические и батальные сцены в постановке Сергея Новикова переплетаются с красивейшими мифологическими сюжетами о похищении священных рыб и о таинственном покрывале богини, хранящем Карфаген от бед. Сценография спектакля отражает тесную связь двух названных планов, земного и небесного, с помощью ярких цветовых контрастов, всполохов золотого цвета в костюмах и декорациях, легких, струящихся тканей и дорогих парчовых одежд.
11 февраля Марина Техтелёва дебютирует в партии Флоры в опере Бенджамина Бриттена «Поворот винта».
14 и 15 (в 12:00 и 18:00) февраля на новой сцене Мариинского театра состоятся три показа «Царской невесты» Римского-Корсакова. Знаковое сочинение композитора в постановке Александра Кузина последний раз представляли на мариинской сцене в 2023 году. Оперу исполнят три блестящих состава солистов
14 и 15 (в 12:00 и 18:00) февраля на новой сцене Мариинского театра состоятся три показа «Царской невесты» Римского-Корсакова. Знаковое сочинение композитора в постановке Александра Кузина последний раз представляли на мариинской сцене в 2023 году. Оперу исполнят три блестящих состава солистов. 14 февраля на сцену выйдут Анна Денисова, Юлия Маточкина, Владислав Сулимский, Игорь Морозов, Юрий Воробьёв, Михаил Петренко. В дневном спектакле 15 февраля главные партии исполнят Екатерина Савинкова, Зинаида Царенко, Владислав Куприянов, Геннадий Беззубенков, Михаил Колелишвили, в вечернем – Айгуль Хисматуллина, Екатерина Сергеева, Павел Янковский, Андрей Зорин, Олег Сычёв, Владимир Феляуэр.
Мировая премьера «Царской невесты» состоялась в 1899 году в Мамонтовской опере – на сцене театра Солодовникова в Москве. Уже в 1901-м сочинение впервые прозвучало в Мариинском в присутствии Римского-Корсакова и имело крупный успех, а впоследствии «Царская невеста» стала одной из самых репертуарных опер, написанных русскими композиторами.
Спектакль, который сейчас идет на сцене Мариинского театра, был создан в 2018 году народным артистом России Александром Кузиным. Художник-постановщик – Александр Орлов, художник по костюмам – Ирина Чередникова. Режиссер, по собственному признанию, ставил не бытовую драму, а трагедию в духе Шекспира. В центре внимания – столкновения характеров и удивительной красоты музыка Римского-Корсакова.
Сложная система персонажей, обостренный многоплановый конфликт, разработка темы любви и соперничества сближают «Царскую невесту» с классическим русским романом, языком для которого стала музыка. Как и в произведениях классиков русской литературы, в опере Римского-Корсакова сталкиваются полярные мировоззрения: у каждого из героев есть свой ответ на вопрос о сути любви – милосердной и жертвенной, любви как великого дара, или, напротив, всепоглощающей страсти, перед которой меркнут любые доводы рассудка.
8 февраля Надежда Батоева дебютирует в партии Хозяйки Медной горы в дневном представлении балета «Каменный цветок».
Мариинский открывает фестиваль, посвященный великому итальянскому композитору, – в феврале на сценах театра пройдет множество показов опер Верди. Подарком для зрителей станет специальный абонемент, объединивший эти показы
Мариинский открывает фестиваль, посвященный великому итальянскому композитору, – в феврале на сценах театра пройдет множество показов опер Верди. Подарком для зрителей станет специальный абонемент, объединивший эти показы.
Фестиваль Верди в Мариинском откроется грандиозной премьерой признанного шедевра композитора – зрителей ждет новая постановка «Аиды» в режиссуре именитого итальянского режиссера Джанкарло дель Монако. С 7 по 11 февраля новая сцена Мариинского театра превратится в роскошный древнеегипетский дворец – эта премьера обещает стать одним из крупнейших событий сезона. Зрители увидят монументальные колонны и статуи фараонов высотой с трехэтажный дом, притом масштабные сценические ансамбли, благодаря безграничным техническим возможностям Мариинского-2, будут сменять друг друга быстро, словно кадры в кино. В постановке задействованы 140 артистов хора, в финале второго акта – 300 человек, но поистине незабываемое впечатление подарит уникальный участник – питон. Это первый спектакль нынешнего репертуара Мариинского с участием настоящей змеи.
19 февраля на новой сцене прозвучит «Набукко» – опера, которая принесла молодому Джузеппе Верди невероятный успех. Именно с этого сочинения начались карьера и слава итальянского композитора. На следующий день, 20 февраля, будет представлен эффектный «Бал-маскарад», основанный на реальных исторических событиях. Выразительная, живая и контрастная музыка знаменитого мастера нашла отражение в совместной постановке с итальянскими коллегами – Фестивалем Верди.
В полусценическом исполнении на сцене Концертного зала будут представлены оперы «Фальстаф» (18 февраля) и «Сицилийская вечерня» (27 февраля).
Кульминацией фестиваля станет «Дон Карлос». Сегодня это сочинение знают и ценят во всем мире, а многие его фрагменты стали хитами оперных гала-концертов, но ставят «Дон Карлоса» не очень часто, поскольку нужны первоклассные исполнители. 28 февраля на сцену Мариинского-2 выйдут звезды мировой оперы Ильдар Абдразаков и Екатерина Семенчук.
Кроме того, 25 февраля в камерном зале Щедрина пройдет лекция, посвященная творчеству гениального композитора, – «Музыка и слово: Верди – Шекспир, Гюго, Дюма (“Травиата”, “Риголетто”, “Отелло”, “Фальстаф”)». Лектор – музыковед Марина Земляницына.
Мариинский славится широтой своего вердиевского репертуара. Сегодня в уникальную репертуарную коллекцию театра входит рекордное число опер Верди: на исторической и новой сценах, в Концертном зале и камерных залах регулярно звучат четырнадцать сочинений композитора.
Программа Фестиваля Верди в Мариинском будет дополняться.
В феврале солисты оперы, Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева представят Немецкий реквием Иоганнеса Брамса в двух столицах, посвятив исполнение годовщине премьеры сочинения. 8 февраля это произведение прозвучит в Концертном зале Мариинского, а уже 11 февраля – в Московском концертном зале «Зарядье». Солисты: Ангелина Ахмедова (сопрано) и Ярослав Петряник (баритон). В программе выступления в Москве также Концерт для скрипки с оркестром Брамса. Солист – Никита Борисоглебский
В феврале солисты оперы, Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева представят Немецкий реквием Иоганнеса Брамса в двух столицах, посвятив исполнение годовщине премьеры сочинения. 8 февраля это произведение прозвучит в Концертном зале Мариинского, а уже 11 февраля – в Московском концертном зале «Зарядье». Солисты: Ангелина Ахмедова (сопрано) и Ярослав Петряник (баритон). В программе выступления в Москве также Концерт для скрипки с оркестром Брамса. Солист – Никита Борисоглебский.
Брамс начал работу над Немецким реквиемом 160 лет назад – в 1865 году. Впервые музыку Реквиема услышали в Вене в декабре 1867-го в сокращенном виде (только I, II и IV части), полгода спустя в Бремене прозвучали уже шесть частей, принеся молодому Иоганнесу Брамсу мировое признание. Несмотря на успех, композитор не считал работу завершенной, поэтому в феврале 1869-го он добавил в сочинение еще одну часть – лирическое Ihr habt nun Traurigkeit, темой которого стало материнское утешение. В этой окончательной версии Реквием звучит и сегодня – годовщине со дня ее премьеры Мариинский театр посвящает исполнение сочинения в Санкт-Петербурге и Москве.
Немецкий реквием Брамса по своим художественным достоинствам не уступает аналогичным сочинениям Берлиоза или Верди, но вместе с тем сильно отличается от них. Композитор не стал обращаться к церковным догматам, а выбрал фрагменты из Библии, близкие каждому, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Его Реквием говорит об утешении и становится таковым, находя слова ласки и тепла, идущие от сердца к сердцу. Неслучайно за очень короткое время с момента премьеры это вдохновенное произведение услышали в Швейцарии, Англии, России, оно вошло в репертуар едва ли не всех любительских хоровых обществ Германии.
Кроме исполнения шедевра духовной музыки немецкого композитора, в рамках очередных московских гастролей Мариинского театра на сцене зала «Зарядье» состоятся еще два концерта под управлением Валерия Гергиева. 12 февраля прозвучит Шестая симфония Брукнера. В программу выступления 13 февраля вошли Вторая симфония Брамса и Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Бетховена. Солисты – Лоренц Настурика-Гершовичи (скрипка), Нарек Ахназарян (виолончель) и Иван Рудин (фортепиано).
7, 8, 9, 10 и 11 февраля в Мариинском-2 пройдет первая в новом году премьера – шедевр итальянской оперы, «Аида» Верди в грандиозной постановке знаменитого итальянского режиссера Джанкарло дель Монако
7, 8, 9, 10 и 11 февраля в Мариинском-2 пройдет первая в новом году премьера – шедевр итальянской оперы, «Аида» Верди в грандиозной постановке знаменитого итальянского режиссера Джанкарло дель Монако.
Со дня мировой премьеры, прошедшей в 1871 году, «Аида» имеет огромный успех у публики – и вот уже полтора века не сходит с театральных подмостков. В ней соединилось все: захватывающий сюжет, эмоциональная выразительность и щедрая россыпь музыкальных богатств, которые обеспечили сочинению долгую и счастливую сценическую жизнь.
В основу сюжета оперы (либретто Антонио Гисланцони) лег сценарий крупного французского египтолога Огюста Мариета. Верди стремился к максимальной достоверности изображаемых сцен: кропотливо изучал религию, историю, искусство и природу Древнего Египта, постоянно советуясь с Мариетом. Стремление к достоверности отразилось и в музыке. К традиционному составу медных духовых композитор добавил в «Аиду» уникальные инструменты, прототипом которых стали древнеегипетские военные и церемониальные трубы. Созданные специально для этой оперы длинные узкие трубы-фанфары получили название «египетские трубы».
Постановочная команда предстоящей премьеры – режиссер Джанкарло дель Монако, художник по декорациям Антонио Ромеро и художник по костюмам Габриела Салаверри – создают «Аиду» метафорическую, пригрезившуюся, но притом также опираются на исторические сведения.
«Египтяне использовали архитектуру как политическое высказывание, поэтому “Аиду” нельзя ставить в немасштабных декорациях, – говорит режиссер. – Архитектура является отражением своего времени и идей. Человек – маленький, но его идеи огромны. В новой постановке декорации на сцене будут напоминать древнеегипетские сооружения, сделанные из базальта, вулканической лавы».
Готовящаяся премьера впечатлит пышностью: роскошные декорации и костюмы, множество участников – в постановке Джанкарло дель Монако все призвано подчеркнуть величие древней империи. Общая площадь декораций составляет более тысячи трехсот квадратных метров. На сцене будут возведены монументальные колонны высотой десять метров и грандиозные статуи высотой девять метров. На изготовление декораций в мастерских Мариинского театра ушло семьдесят восемь кубометров материала. Также были созданы четыреста костюмов, сто щитов, сто масок и множество других предметов реквизита и бутафории.
Незабываемым для публики станет участие экзотического «артиста», не задействованного ни в одном из спектаклей репертуара. Этот участник – настоящий пятнадцатилетний питон, длина которого составляет два с половиной метра, вес – двадцать килограммов.
Партии готовят: Аида – Мария Баянкина, Жанна Домбровская, Инара Козловская, Татьяна Сержан, Ирина Чурилова; Амнерис – Анна Кикнадзе, Юлия Маточкина, Екатерина Семенчук, Дарья Терещенко, Зинаида Царенко, Ирина Шишкова; Радамес – Ахмед Агади, Хачатур Бадалян, Михаил Векуа, Олег Видеман, Дмитрий Демидчик, Саян Исин, Нажмиддин Мавлянов, Ярамир Низамутдинов; Амонасро – Владимир Ванеев, Вячеслав Васильев, Владислав Куприянов, Владислав Сулимский, Павел Янковский; Рамфис – Юрий Воробьёв, Геворг Григорян, Магеррам Гусейнов, Михаил Колелишвили, Вадим Кравец, Александр Морозов, Евгений Никитин, Глеб Перязев, Михаил Петренко, Олег Сычёв; Царь Египта – Илья Банник, Геннадий Беззубенков, Михаил Колелишвили, Мирослав Молчанов, Александр Морозов, Яков Стрижак, Михаил Петренко, Владимир Феляуэр.
В заключительном показе премьерного блока, 11 февраля, в партии Амонасро выйдет блистательный солист оперной труппы Большого театра Эльчин Азизов.
9 февраля, в день рождения заслуженного артиста России Владимира Шклярова, на исторической сцене Мариинского состоится вечер, посвященный памяти блистательного премьера. В событии примут участие звезды балета Мариинского и Большого театров. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Арсений Шупляков
9 февраля, в день рождения заслуженного артиста России Владимира Шклярова, на исторической сцене Мариинского состоится вечер, посвященный памяти блистательного премьера. В событии примут участие звезды балета Мариинского и Большого театров. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Арсений Шупляков.
Для многочисленных поклонников выдающегося артиста, которые не смогут присутствовать на вечере, в официальном сообществе Мариинского театра ВКонтакте и на сайте mariinsky.tv пройдет прямая трансляция «Магии Владимира Шклярова».
В программе:
III акт балета «Спящая красавица» Петра Чайковского. Хореография Мариуса Петипа (реконструкция спектакля 1890 года), постановка Сергея Вихарева. Главные партии исполнят Рената Шакирова и Филипп Стёпин.
Гала-программа при участии солистов балета Мариинского и Большого театров. В программу отделения вошли хореографические шедевры разных лет, отражающие магию перевоплощений Владимира Шклярова – партии, в которых он блистал как солист. Близкие коллеги разных поколений будут задавать Владимиру вопросы – о профессии, о ролях и, конечно, о счастье, а зрители смогут увидеть видеоответы любимого премьера.
Картина «В царстве теней» из балета «Баядерка» Людвига Минкуса. Хореография Мариуса Петипа (1877) в редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани (1941). Главные партии исполнят Виктория Терёшкина и Кимин Ким.
Автор концепции – Юрий Смекалов, художник по видеопроекции – Андрей Севбо.
12 и 13 февраля на исторической сцене Мариинского театра будет представлен балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Показы приурочены к 85-летию со дня премьеры балета. 12 февраля главные партии исполнят Олеся Новикова и Филипп Стёпин, дирижер – Валерий Овсяников. 13 февраля в главных партиях выйдут Надежда Батоева и Тимур Аскеров, дирижер – Арсений Шупляков
12 и 13 февраля на исторической сцене Мариинского театра будет представлен балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Показы приурочены к 85-летию со дня премьеры балета. 12 февраля главные партии исполнят Олеся Новикова и Филипп Стёпин, дирижер – Валерий Овсяников. 13 февраля в главных партиях выйдут Надежда Батоева и Тимур Аскеров, дирижер – Арсений Шупляков.
Сегодня «Ромео и Джульетта» Прокофьева – признанный шедевр балетного искусства, в нем соединились глубокая драматическая проработка шекспировских образов и гениальная музыка композитора, фрагменты которой регулярно входят в программы симфонических концертов по всему миру. Этот спектакль с восторгом принимается публикой на всех континентах уже 85 лет, однако путь к премьере был тернист.
Прокофьев начал работу над партитурой в 1935 году. Впереди «Ромео и Джульетту» ждали отмена запланированной постановки, провал первого публичного прослушивания, изменение финала и, наконец, новое решение о сценическом воплощении сочинения. За две недели до премьеры оркестр отказался играть этот балет; сопротивлялись новой музыке и танцовщики: ее непривычная ритмика, динамический напор, отсутствие классических форм поначалу казались немелодичными и неподходящими для танца.
Хореографом выступил Леонид Лавровский – перед постановкой он занимался серьезным изучением веронских хроник, средневековых романов и описаний старинных танцев. В основе его концепции лежала не только историческая точность, но и верность тексту Шекспира и законам психологического театра. Главным выразительным средством Лавровский избрал танец-пантомиму – так балет «Ромео и Джульетта» стал одним из выдающихся образцов хореодрамы.
Спектакль оформил выдающийся театральный художник Петр Вильямс. Тяжелые драпировки, изысканная старинная мебель, гобелены на стенах – его Италия сочетала разнородные приметы Ренессанса.
Хрестоматийная история о трагической любви, рассказанная языком танца, на сцене Кировского (Мариинского) театра была впервые представлена в 1940 году; это была мировая премьера полной версии сочинения Прокофьева. В новом спектакле соединились выразительность музыки, новаторство хореографии Леонида Лавровского, стильное, строгое оформление Петра Вильямса и блистательная актерская игра солистов.
Эта постановка вошла в историю советского балета как одно из лучших творений эпохи и стала канонической. В 1946 году она была перенесена в столицу – на сцену Большого театра, а через десять лет «Ромео и Джульетта» произвели настоящий фурор на гастролях москвичей в Лондоне, послужив отправной точкой для ключевых зарубежных версий этого балета в ХХ веке. В Ленинграде спектакль возобновляли в 1975, 1983 и 1991 годах. По сей день – в том самом, историческом виде – он неизменно собирает полные залы и трогает сердца зрителей как на родной сцене, так и на гастролях мариинской труппы.
2 февраля Наиль Еникеев дебютирует в партии Эспады в балете «Дон Кихот» (дневное представление спектакля).