20 мая Алиса Баринова (Мария), Константин Лаврентьев (Нурали) дебютируют в балете «Бахчисарайский фонтан».
22, 23 и 24 мая (13:00 и 19:00) на новой сцене Мариинского театра пройдет премьерный блок показов оперы «Норма» Беллини в режиссуре Сергея Новикова. В последний раз постановка шедевра бельканто осуществлялась в Мариинском полтора века назад. Долгожданная и грандиозная премьера «Нормы» торжественно откроет XXXIII Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей»
22, 23 и 24 мая (13:00 и 19:00) на новой сцене Мариинского театра пройдет премьерный блок показов оперы «Норма» Беллини в режиссуре Сергея Новикова. В последний раз постановка шедевра бельканто осуществлялась в Мариинском полтора века назад. Долгожданная и грандиозная премьера «Нормы» торжественно откроет XXXIII Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей».
Эталонный образец бельканто, опера Винченцо Беллини «Норма» вошла в историю как самое совершенное его творение. Мировая премьера сочинения прошла в 1831 году в миланском Ла Скала. В Большом (Каменном) театре, предке Мариинского, оно было впервые исполнено в 1843-м. А в стенах Мариинского театра, которые сегодня известны как историческая сцена, «Норму» представили в 1861-м – спустя всего год после открытия нового здания. Весь ХХ век «Норма» в Мариинском не шла. И лишь в третьем тысячелетии начался ее путь в новейшей истории театра – готовящуюся премьеру предварил ряд концертных исполнений.
«“Норма” – шедевр 1831 года, который завораживает слушателя своей музыкальностью, но представляет большую загадку для постановки, – признаётся режиссер Сергей (Геннадьевич) Новиков. – Начавшаяся в конце XVIII века борьба за “оперную правду на сцене” чувствуется в либретто, но сама партитура в стиле bel canto содержит множество типично барочных фрагментов. Обосновать музыкальное развитие действием и рассказать историю из жизни друидов, кажущихся бесконечно далекими от современных зрителей, – вот те задачи, которые нужно решить».
Сценический облик спектакля создает художник Сергей (Сергеевич) Новиков. В предыдущем сезоне творческий тандем тезок представил петербуржцам эффектную постановку «Ариадны на Наксосе» Рихарда Штрауса. Художник отмечает, что работа над сценографией к «Норме», одной из величайших опер в истории, – это вызов для постановщиков.
«Для меня “Норма”, прежде всего, удивительной красоты гимн женщине, ее жертвенности, самоотречению. Это трагическая история мира, принесенного на алтарь чувства, это история отречения от веры, от идеалов, от нормы ради любви. Все пространство спектакля в каком-то смысле часть образа главной героини. Ее тонкая чувственность, ее настоящая человеческая трагедия противопоставлена холодному, аскетичному, каменному миру друидов. Над ее головой чугунной плитой висит обрядовый круг, становясь не то терновым венцом, не то короной или нимбом. Всё в этом суровом, угрожающем пространстве враждебно хрупкой влюбленной женщине, и в то же время такое пространство еще больше усиливает поэтический образ, созданный великим итальянским композитором», – говорит художник Сергей Новиков.
Обрядовый круг, о котором рассказывает художник, поистине впечатляет масштабом: его диаметр составляет пятнадцать метров, а масса – около двух тонн. Мир друидов сценически воплощен в фактурах камня и дерева. Грандиозный театральный станок, на котором будут расположены жесткие декорации, поражает габаритами: длиной и шириной по шестнадцать метров, он весит одиннадцать тонн. Монументальный замысел постановщиков воплощают художественные цеха театра, а перенести его на сцену позволяют уникальные технические характеристики Мариинского-2.
«Мариинский – один из немногих театров в мире, способный осуществить постановку такого масштаба. Многотонные декорации, создающие мифологический мир, сотни костюмов, лучшие в мире голосá! Хочется верить, что хоть отчасти такой свою “Норму” и видел гений бельканто», – подводит итог художник Сергей Новиков.
Сегодня на девяносто девятом году жизни не стало выдающегося хореографа Юрия Николаевича Григоровича. В этот скорбный час коллектив Мариинского театра выражает самые глубокие соболезнования родным и близким Юрия Николаевича, его друзьям и коллегам. Вместе с легендарным балетмейстером ушла целая эпоха
Сегодня на девяносто девятом году жизни не стало выдающегося хореографа Юрия Николаевича Григоровича. В этот скорбный час коллектив Мариинского театра выражает самые глубокие соболезнования родным и близким Юрия Николаевича, его друзьям и коллегам. Вместе с легендарным балетмейстером ушла целая эпоха.
Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РФ, обладатель ордена Ленина, ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II, III степени и множества других наград, Юрий Григорович собственными руками писал историю балета – сначала советского, а затем и российского. Его творческий путь начался в Петербурге, в стенах Кировского (Мариинского) театра. После выпуска из Ленинградского хореографического училища (1946) он был принят в труппу: сначала был артистом, затем стал солистом балета. С 1961 по 1964 год Юрий Григорович работал балетмейстером театра.
Именно здесь, на мариинской сцене, Юрий Николаевич осуществил свои первые постановки – «Каменный цветок» (1957) и «Легенда о любви» (1961). По сей день эти спектакли украшают репертуар театра, по сей день собирают полные залы зрителей, трогая до глубины души, а участие в этих балетах становится долгожданной радостью для артистов.
Позже, став главным балетмейстером и художественным руководителем балетной труппы Большого театра, Юрий Григорович создал еще множество выдающихся работ, а вместе с ними взрастил несколько поколений уникальных артистов. Он шел в ногу со временем и смело смотрел в будущее: сегодня его спектакли по праву составляют золотой фонд балетного искусства и, невзирая на даты постановки, поражают современностью художественного высказывания. Пока живо наследие мастера – нетленна и память потомков о нем.
Первая солистка балетной труппы Мариинского театра Мария Ильюшкина удостоена приза «Душа танца» в номинации «Звезда балета»!
Первая солистка балетной труппы Мариинского театра Мария Ильюшкина удостоена приза «Душа танца» в номинации «Звезда балета»!
Награждение лауреатов и гала-концерт состоялись 18 мая на сцене Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. На гала-концерте Мария Ильюшкина исполнила Grand pas Classique на музыку Обера (хореография Виктора Гзовского) с Эваном Капитеном. Напомним, что в предыдущем сезоне Мария и Эван стали победителями проекта «Большой балет» в номинации «Лучший дуэт».
Престижный приз «Душа танца» учрежден Министерством культуры РФ и редакцией журнала «Балет» в 1994-м. Ежегодно победителями становятся яркие деятели отечественного хореографического искусства. Поздравляем Марию с присуждением заслуженной награды и желаем ей новых блестящих побед!
Увидеть Марию Ильюшкину на сцене Мариинского театра можно 25 мая – солистка представит легендарную хореографическую миниатюру «Лебедь» на музыку Сен-Санса в вечере балетов.
18 мая Мария Чернявская дебютирует в партии Китри в балете «Дон Кихот» (дневное представление).
18 мая Денис Закиров дебютирует в партии Туридду в опере Пьетро Масканьи «Сельская честь» (дневное представление).
17 мая Никита Корнеев (Спартак), Антон Осетров (Гармодий), Майя Палилионис, Халид Мардини, Данил Зиновьев (этруски) дебютируют в балете «Спартак» (дневное представление). В вечернем спектакле впервые станцует Мария Буланова (Гадитанская дева).
16 мая Наиль Еникеев впервые исполнит партию Гармодия, Анастасия Асабен дебютирует в танце этрусков в балете «Спартак».
15 мая Роман Малышев дебютирует в партии Гармодия, Константин Зверев впервые исполнит заглавную партию в балете «Спартак».
18 мая в Концертном зале Мариинского театра трижды прозвучит «Сельская честь» Масканьи – в 13:00, 17:00 и 20:00. Серия представлений шедевра итальянского веризма при участии трех роскошных ансамблей певцов будет приурочена к 135-летию со дня мировой премьеры оперы
18 мая в Концертном зале Мариинского театра трижды прозвучит «Сельская честь» Масканьи – в 13:00, 17:00 и 20:00. Серия представлений шедевра итальянского веризма при участии трех роскошных ансамблей певцов будет приурочена к 135-летию со дня мировой премьеры оперы.
В 13:00 главные партии исполнят Екатерина Соловьёва, Денис Закиров, Екатерина Сергеева, Владислав Куприянов, Варвара Соловьёва. В 17:00 – Олеся Петрова, Ахмед Агади, Елена Горло, Роман Бурденко, Елена Витман. В 20:00 – Татьяна Сержан, Ахмед Агади, Дарья Рябоконь, Ариунбаатар Ганбаатар, Анна Кикнадзе. Дирижер спектаклей – Гурген Петросян.
«Сельская честь» не только вписала имя Масканьи в хронику мирового музыкального театра, но и ознаменовала рождение нового направления в истории итальянской оперы – веризма (от итальянского vero – «правдивый, истинный»). Мощное художественное течение возникло под воздействием итальянской литературы и театра и наиболее полно проявилось в драматургии и музыке. Мастера веризма стремились показать повседневность простых людей в ее подлинном виде, уделяли особое внимание темным сторонам жизни горожан и селян. Лидером веризма в литературе стал один из крупнейших итальянских писателей второй половины XIX века Джованни Верга. Его новелла «Сельская честь», переработанная в пьесу, и легла в основу одноименной оперы Масканьи.
«Сельская честь», написанная композитором всего за два месяца, ознаменовала приход веризма на музыкальную сцену. Премьера оперы на либретто молодых поэтов Джованни Тарджони-Тоццетти и Гвидо Менаши прошла в римском Театре Костанци 135 лет назад – 17 мая 1890 года. Успех был оглушительным – двадцатишестилетний композитор в один день превратился в национального героя. В честь Масканьи было отчеканено несколько медалей, король Умберто I наградил его почетным званием «Кавалер Короны».
Вслед за римской премьерой последовали исполнения во Флоренции, Ливорно, Турине, Болонье, Милане, Палермо, Неаполе. Началось триумфальное шествие «Сельской чести» по странам и континентам. Борясь за право первыми представить эту оперу в США, американские импресарио сталкивались в судах.
В Мариинском театре «Сельская честь» впервые прозвучала 18 января 1893 года. Опера была представлена на русском языке, в переводе Михаила Иванова и Николая Спасского, в исполнении звезд императорской труппы под управлением Эдуарда Направника.
Яркое, экспрессивное творение Масканьи насчитывает уже сотни постановок по всему миру и по праву входит в число самых популярных и часто исполняемых опер итальянского репертуара.
На сцене Концертного зала Мариинского театра «Сельская честь» будет представлена в режиссерской адаптации Кристины Лариной и Анны Шишкиной. Художник по свету – Светлана Кавтарадзе.