Рождение «Анюты»


Балет «Анюта» родился из одноименного фильма-балета, идея постановки которого принадлежала режиссеру Александру Белинскому. Автор многих телеспектаклей на Ленинградском телевидении и горячий поклонник таланта Екатерины Максимовой, он задумал постановку для любимой балерины на музыку Валерия Гаврилина. У Белинского за плечами уже было создание телеспектаклей по произведениям Чехова, в одном из них, «Театральных историях» по чеховским рассказам, сцены из актерской жизни были озвучены темами из сочинений Валерия Гаврилина. «Музыка Гаврилина, – писал режиссер, – как никакая другая, утверждаю это, соответствует акварельному письму Антона Павловича, его пронзительному лиризму, его тонкому, неуловимому подтексту»i. Идею создания балета режиссеру подсказал Вальс Гаврилина, звучавший в кинокартине «Месяц август» (режиссер Вадим Михайлов, «Ленфильм», 1971). Александр Аркадьевич вспоминал: «Как только я его услышал, то сразу почувствовал в нем нечто чеховское и отправил кассету с записью в Москву Владимиру Васильеву. Наутро тот позвонил мне: вальс его очаровал. Однако на наши уговоры сочинять балет Гаврилин не поддавался. Даже письмо написал с отказом. Несмотря на это <…> мы вдвоем принялись слушать записи волшебных гаврилинских фортепианных сочинений, уже имея в виду рассказ “Анна на шее” и Катю Максимову»ii.

Валерий Гаврилин. Владимир Васильев. Александр Белинский

Вальс Гаврилина произвел такое же впечатление и на Васильева: «…C первых же нот я понял, что Белинский был прав: музыка рождала такие щемящие чувства, была так образна, красочна и так близка портретам героев Чехова, что я представил себе и провинциальный город, и площадь, и обывателей этого города, и чиновников, и Артынова, и Петра Леонтьевича, и Модеста Алексеевича, и, конечно, Анюту. Слова Чехова и музыка Гаврилина слились воедино и обрели реальность в движении и пластике всех персонажей. Несколько дней потом у нас на даче под Москвой мы с Белинским слушали привезенные им записи музыки Гаврилина и отбирали то, что нам было нужно. Рождался сюжет телебалета. Он основывался на рассказе Чехова “Анна на шее”, но не следовал ему дословно. Образ Анны мне хотелось сделать более теплым, щемящим,  – не хватало этой краски в образе главной героини. И тогда я представил себе первую любовь Анюты к Студенту. Ее нет в рассказе Чехова, но мне это было необходимо. Это чувство остается в Анюте, как воспоминание о чем-то чистом и светлом в ее жизни. Таким образом, меняется и одностороннее восприятие этой героини как беззаботного, бездушного мотылька, который все время порхает от одного к другому, позабыв обо всем и обо всех. Где-то в глубинах ее души и памяти живет прежняя Анюта. В балете героиня и названа этим более теплым и уютным именем, а не холодно-возвышенным Анна».

Анюта – Екатерина Максимова, Студент – Марат Даукаев. Кадр из фильма

Сюжет рассказа «Анна на шее», ставшего основой либретто балета, Антон Павлович Чехов намечал так: «Бедная девушка, гимназистка, имеющая 5 братьев-мальчиков, выходит за богатого чиновника, к-рый попрекает ее каждым куском хлеба, требует послушания, благодарности (осчастливил), издевается над ее родней. “Каждый ч-к должен иметь свои обязанности”. Она всё терпит, боится противоречить, чтобы не впасть в прежнюю бедность. Приглашение на бал от начальника. На балу она производит фурор. Важный человек влюбляется в нее, делает любовницей [она обеспечена и теперь]. Когда она увидела, что начальство у нее заискивает, что мужу она нужна, то уже говорит дома мужу с презрением: Подите вы прочь, болван!»iii
В названии рассказа игра слов – имя героини сопоставляется с наименованием ордена Святой Анны. Эта императорская награда вручалась за подвиги, совершаемые на поприще государственной службы. С 1797 года орден входил в наградную систему России для отличия духовных лиц, военных, гражданских и придворных чинов. Ордена I и II степени, изготовленные из золота, украшенные бриллиантами или алмазами в серебряной оправе, вручались за безупречную службу на высокой государственной должности от 12 лет. Знаком ордена II степени (полученного чеховским персонажем Модестом Алексеевичем) был крест для ношения на шее.

Орден Святой Анны II степени, «Анна» на шее и ее обладатель Модест Алексеевич в исполнении Гали Абайдулова. Его сиятельство – Анатолий Гридин. Кадр из фильма

«Съемки “Анюты” начались в 1982 году на “Ленфильме”, – вспоминала Екатерина Максимова. – Васильев стал не только хореографом, но и режиссером телебалета совместно с Белинским и исполнителем роли отца Анюты – Петра Леонтьевича. По сравнению со всеми его предыдущими партиями эта оказалась не очень танцевальной, что Володю почему-то ужасно забавляло: “Я здесь не танцую. А?! Каково?! Васильев, Васильев – а я вот вам! Не танцую!!!” Я же танцевала предостаточно – исполняла центральную партию героини балета Анюты, партию ее матери в воспоминаниях Петра Леонтьевича и даже… – явившуюся Модесту во сне ожившую фигуру с ордена Святой Анны!»iv

Екатерина Максимова в роли Анюты, Владимир Васильев в роли Петра Леонтьевича. Фото: Елена Фетисова

Музыкальную драматургию «Анюты» составили Владимир Васильев и Александр Белинский, а оркестровал выбранные ими фортепианные сочинения Гаврилина Станислав Горковенко. Чуткий исполнитель произведений композитора, Горковенко признавался: «Он настолько мне близок своим творчеством, что я не знаю, где заканчиваются мои мысли и начинаются его, и наоборот» . Партитура складывалась в процессе постановки и монтажа. Режиссер Александр Белинский рассказывал, как создавался финальный кадр фильма: «…Шел длиннейший крупный план, где Анюта плакала о своей загубленной жизни. Кадр снимался под музыку “Времечко”, одно из печальнейших сочинений Валерия Гаврилина. План, повторяю, был очень, очень длинным, и Катя, заливаясь слезами, блестяще снялась с одного дубля. Но при монтаже Васильев подложил другую музыку Гаврилина, легкомысленно-веселую. Мы оба справедливо считали, что нельзя делать масло масляным, а в контрапункте изображения и музыки финал становился еще трагичнее. Но Максимова не желала ничего слушать. Она плакала под музыку “Времечка” и не желала ничего другого. Я был в опале почти месяц. Васильев почти два»vi.

Финальный кадр телебалета «Анюта»

Съемки проходили на «Ленфильме». Были задействованы и солисты Театра им. С. М. Кирова (сегодня Мариинского): роль Его сиятельства исполнял Анатолий Гридин, Студента – Марат Даукаев. На «Ленфильме» же состоялся и предпремьерный просмотр. На него Валерий Гаврилин не пришел. Супруга композитора, Наталия Евгеньевна, в дневнике отметила: «Он всегда опасался результата – а вдруг плохо?» Однако от телепремьеры остался в восторге: «Хотя я не люблю балет, но я смотрел этот балет, и мне очень понравилось»…viii
Композитор не раз отзывался об «Анюте» с большой теплотой и всякий раз удивлялся, что создал балет по Чехову: «Конечно, для меня самого это было неожиданно: оказывается, сам того не зная, я уже давно пишу балетную музыку, да еще помогающую воплотить на сцене чеховские образы! Но если вдуматься, то это не так уж и удивительно. Чехов – мой любимый писатель, каждый год перечитываю его рассказы. Ранимость, незащищенность, особая деликатность его героев, трагизм неразделенной любви, чистая, светлая грусть, ненависть к пошлости – все это мне хотелось отразить в музыке. <…> Хореография Владимира Васильева меня поразила. О более точной интерпретации партитуры нельзя и мечтать. Это хореография, украсившая музыку, исключительно ярко истолковавшая и обогатившая ее»ix.
Гаврилин был очень благодарен звукорежиссеру Эдуарду Ванунцу и в день его рождения, 2 февраля 1989 года, отправил ему смешную телеграмму: «Без вас я бы так не прозвучала. Низко кланяюсь, горячо поздравляю. Еще сто лет расти без старости. Анюта Гаврилина»x.

Постер к телефильму

Фильм-балет «Анюта» был показан в 114 странах, получил приз Интервидения на Международном телевизионном фестивале «Злата Прага» (1982) и Золотой приз X Всесоюзного телефестиваля в Алма-Ате (1983). Александр Белинский, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, оператор Генрих Маранджян и исполнитель партии Модеста Алексеевича Гали Абайдулов были удостоены Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых за работу над фильмом.
Экранный успех привел «Анюту» на сцену. Генеральный директор театра Сан-Карло в Неаполе Франческо Канесса, посмотрев фильм-балет, предложил Васильеву поставить «Анюту» в их театре. При подготовке сценической версии действие было расширено, хореограф включил новые эпизоды, была добавлена музыка Гаврилина. 21 января 1986 года состоялась премьера балета в театре Сан-Карло. Музыкальным руководителем и дирижером спектакля стал Станислав Горковенко, а главные партии исполнили Екатерина Максимова, Владимир Васильев и Гали Абайдулов.

Зрительный зал театра Сан-Карло. Премьерная афиша

Несколько месяцев спустя «Анюта» была поставлена в Большом театре. «Никогда не забуду единую реакцию артистов и публики после премьеры, – рассказывает Владимир Васильев. – Было ощущение праздника Пасхи, только что не христосовались: всеобщая радость, аплодисменты, объятия, поцелуи. С того памятного дня “Анюта” с неизменным успехом шла и в Большом, и на сценах многих театров нашей страны, и на зарубежных гастролях».

Виктор Вольский. Эскиз декораций к спектаклю

Со времени премьеры «Анюта» переоделась – телевизионное и первоначальное сценическое оформление, созданное художником Беллой Маневич, сменила на костюмы и декорации Виктора Вольского.

Виктор Вольский. Эскизы костюмов к спектаклю

Работая с петербургскими артистами над подготовкой премьеры, хореограф отмечает: «Постановка в Мариинском театре для меня особенная и очень символичная, ведь телебалет «Анюта» обрел свою жизнь в Ленинграде. Сегодня спектакль продолжает быть востребованным, заставляя зрителя сопереживать судьбам чеховских героев. “Анюта” живет, наполняясь новыми красками с каждым новым поколением исполнителей».

Владимир Васильев и Надежда Батоева на репетиции. Фото: Наташа Разина. © Мариинский театр

Владимир Васильев, Рената Шакирова, Роман Беляков и Максим Хребтов на репетиции. Фото: Наташа Разина. © Мариинский театр

Под руководством хореографа главные партии в спектакле готовят:
Анюта – Рената Шакирова, Надежда Батоева, Мария Ширинкина
Петр Леонтьевич – Александр Сергеев, Максим Зюзин
Модест Алексеевич – Ярослав Байбордин, Максим Изместьев
Артынов – Роман Беляков, Константин Зверев, Андрей Ермаков, Руслан Стенюшкин
Студент – Никита Корнеев, Алексей Тимофеев, Роман Малышев
Его сиятельство – Сослан Кулаев, Дмитрий Шарапов, Николай Наумов
Девушка – Камилла Мацци, Александра Хитеева, Влада Бородулина

Александр Сергеев и артисты балета на репетиции. Фото: Наташа Разина. © Мариинский театр

Рената Шакирова и Роман Беляков на репетиции. Фото: Наташа Разина. © Мариинский театр


Подготовила Ольга Макарова
Реализация проекта на сайте – Артем Бурдов, Альмира Ахметова, Анна Рабзина


i «Этот удивительный Гаврилин…» / сост. Н. Е. Гаврилина. [Воспоминания о В. Гаврилине]. 2-е изд., испр. и доп. СПб. : Композитор, 2008. С. 371.
ii Цит. по: Тевосян А. Перезвоны: жизнь, творчество, взгляды Валерия Гаврилина. СПб. : Композитор, 2009. С. 346.
iii Чехов А. П. Полное собрание сочинений : в 30 т. Т. 17 : Записные книжки. Записи на отдельных листах. Дневники. М. : Наука, 1980. C. 47.
iv Максимова Е. С. Мадам «Нет». М. : АСТ-Пресс Книга, 2004.
v Горковенко С. Это было такое для меня счастье… // «Этот удивительный Гаврилин…» / сост. Н. Е. Гаврилиной. СПб. : журнал «Нева», 2002.
vi Цит. по: Белинский А. Недорассказанное. СПб. : Левша. Санкт-Петербург, 2012. С. 87–88.
vii Гаврилина Н. Наша жизнь (по дневникам и не только). СПб. : Композитор, 2014. С. 243.
viii Гаврилин В. Слушая сердцем… Статьи. Выступления. Интервью. СПб. : Композитор, 2005.
ix Там же.
x Цит. по: Гаврилина Н. Наша жизнь (по дневникам и не только). С. 382.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход