Из истории балета «Дочь фараона» (1862)


«Дочь фараона» – один из наиболее масштабных балетных спектаклей своего времени – первое самостоятельное многоактное сочинение Мариуса Петипа. Создавался балет к бенефису итальянской балерины Каролины Розати, которая на правах приглашенной звезды выступала в Петербурге. Срок ее контракта подходил к концу – бенефис 1862 года был последним, да и тридцатипятилетняя артистка уже подумывала о завершении карьеры, поэтому новый спектакль планировался особенно роскошным. Для работы над либретто с модным драматургом Жюлем Анри Сен-Жоржем Петипа специально ездил в Париж. Музыку заказали композитору петербургской балетной труппы Цезарю Пуни. Хореографию сочинял Мариус Петипа. В те годы в Петербурге он хоть и ставил одноактные балеты, танцы в операх и концертные номера, но по контракту являлся солистом Императорской труппы – темпераментным характерным танцовщиком и выразительным мимистом. Главную мужскую роль в «Дочери фараона» – англичанина лорда Вильсона и египтянина Таора – он готовил для себя.

Мариус Петипа в роли Таора
© Мариинский театр


Красочный, густонаселенный четырехактный спектакль подготовили необычайно быстро – за шесть недель были не только поставлены и отрепетированы танцы, но и изготовлено огромное количество костюмов, восемь смен декораций и разнообразная бутафория, включавшая двух верблюдов в натуральную величину, льва, рой пчел и прочие аксессуары экзотического антуража.

Евгений Пономарёв. Эскизы костюмов свиты Аспиччии и жриц
© Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека

Павел Григорьев. Эскизы костюмов Аспиччии и кариатид
© Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека


Успех «Дочери фараона» принес Петипа не только признание, но и пост балетмейстера Императорских театров. После отъезда Каролины Розати спектакль остался в репертуаре: главная партия перешла к Марии Суровщиковой-Петипа, после нее – к Екатерине Вазем. В 1864-м балет был перенесен на сцену Большого театра в Москве и стал пользоваться успехом и у московской публики. Занятые в спектакле исполнители «Дочь фараона» любили и очень часто выбирали ее для своих бенефисов.

Афиша Большого (Каменного) театра 1884 года
© Мариинский театр


Едва ли не для каждой новой исполнительницы заботливый Мариус Петипа сочинял новые вариации, стараясь подчеркнуть достоинства талантливых артисток и во всем блеске представить мастерство каждой звезды. Записи хореографии балета, в начале ХХ века сделанные по системе Владимира Степанова, зафиксировали разные версии текста. Одной из обладательниц «именных» танцевальных фрагментов была Матильда Кшесинская.

Аспиччия – Матильда Кшесинская
© Мариинский театр


Сюжет спектакля предполагал огромное количество действующих лиц – была задействована практически вся балетная труппа, статисты и даже бутафоры. Блеснуть виртуозностью в «Дочери фараона» имела возможность не только исполнительница главной партии, но и другие солистки, которым предназначались изысканные вариации.

Аспиччия – Анна Павлова, Рамзея – Любовь Егорова
© Мариинский театр


В 1917 году «Дочь фараона» оказалась жертвой происходивших в Петрограде событий. В декабре в Мариинском театре из-за дефицита топлива на десять дней были отменены спектакли, а когда они возобновились, артисты столкнулись с новыми препятствиями: назначенная на 16 декабря «Дочь фараона» не состоялась из-за того, что театральные плотники запросили за постановку декораций слишком большую сумму. Артисты, устраивавшие спектакль в пользу своего фонда (вырученные средства шли на пособия, необходимые артистам в условиях страшной инфляции в стране), предпочли не выступить вовсе1.

Афиша Мариинского театра 1917 года
© Мариинский театр


В 1918-м «Дочь фараона» оказалась первой ласточкой в деле просвещения народа новопровозглашенной Советской страны: этому балету выпала честь стать первым из «народных спектаклей», которые с 1918 года регулярно давали в неабонементные дни (не в среду и не в воскресенье) и которые могли посетить все желающие, а не только держатели абонементов.

Афиша Мариинского театра 1918 года
© Мариинский театр


В непростое послереволюционное время, когда многие артисты бывших Императорских театров уехали за границу, а оставшиеся страдали от недоедания, густонаселенная «Дочь фараона» не уходила со сцены. «Ужасно дает себя чувствовать в балете недоедание. Отсутствие жировых веществ и сахара расслабляюще влияет на организм, и артисты буквально не в силах работать, – рассказывал избранный председателем комитета Государственной балетной труппы Леонид Леонтьев. – Даже такой сильный кавалер, как Владимиров, жалуется, что с трудом “поддерживаетˮ балерину. Еще адажио проходит благополучно, но на вариации ноги у артистов обыкновенно слабеют, превращаются в какой-то кисель. И оно естественно, потому что одной картошкой нельзя насытиться»2. «Дочь фараона», с роскошью ее обстановки, в таких условиях была возможностью бегства от реальности, возвращением на три с половиной часа в безвозвратно утерянный мир императорского великолепия.

Аспиччия – Ольга Спесивцева
© Мариинский театр


Журналисты в те годы нередко уничижительно отзывались о дореволюционном наследии. Например, в 1924-м «Дочь фараона» называли «обветшалым скелетообразным» спектаклем, «образцом архаичности, балетом, давно отжившим свой век»3: «Совершенно непонятно, для какой цели “Дочь фараонаˮ все-таки держится в репертуаре, и еще менее понятно, зачем такая талантливая артистка, как балерина Гердт, хочет оживить своими танцами балет, погребение которого встретят радостно и артист, и зритель»4. Однако публика не разделяла мнения прессы – этот спектакль, как прежде, проходил «при битковых сборах»5.
Не выдержав натиска эстетики новой эпохи, феерия «Дочери фараона» в последний раз порадовала публику 19 апреля 1928 года. В тот день со сценой попрощался и Иосиф Феликсович Кшесинский. Для завершения карьеры он выбрал любимую роль – царя Нубийского, в которой когда-то был так знаменит и его отец.

Репертуарная книга Государственного академического театра оперы и балета 1928 года
© Мариинский театр


В 2000 году о «Дочери фараона» вновь заговорили. Французский хореограф Пьер Лакотт в московском Большом театре поставил свой балет по мотивам спектакля Петипа – обратился к историческому либретто и музыке Пуни и сочинил новые танцы.
На сцену Мариинского театра «Дочь фараона» возвращается после почти столетнего отсутствия в прежнем великолепии – хореографическом и живописном. Художник Роберт Пердзиола изучил сохранившиеся эскизы декораторов, «одевавших» ее к премьере и к торжественному переезду со сцены Большого (Каменного) театра на сцену Мариинского в 1885 году, учел произошедшие с тех пор изменения в материалах, световом оборудовании и представил сегодняшний взгляд на былую роскошь, удивив мастеров декорационных цехов Мариинского театра количеством эскизов, прорисованных кистью в мельчайших деталях.

Роберт Пердзиола. Эскиз декорации пролога. 2021

Роберт Пердзиола. Эскиз декорации II акта. 2021


Выпускает премьеру хореограф Тони Канделоро.

Андрей Яковлев, Юрий Смекалов и Тони Канделоро на репетиции
© Мариинский театр. Фото Михаила Вильчука. 2023


Подготовила Ольга Макарова
Иллюстрации из архива Мариинского театра


1 Хроника // Обозрение театров. 1917. 19 декабря. С. 6.
2 Розенберг И. С. Как работают государственные театры. Балет // Бирюч Петроградских государственных театров. 1918. № 7. С. 56–57.
3 Гвоздев А. Пока еще не поздно // Жизнь искусства. 1924. № 24. С. 10.
4 Бродерсен Ю. «Дочь фараона» // Рабочий и театр. 1925. № 44. 3 ноября. С. 7.
5 Квинтов Н. «Дочь фараона» // Жизнь искусства. 1925. № 44. С. 11. Бродерсен Ю. «Дочь фараона». С. 7.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход