Петипа в Мариинском

Мариус Петипа (1818–1910)

Рожденный во Франции, Мариус Петипа приехал в Россию в 1847 году танцевать, и до конца дней его жизнь оказалась связанной с Петербургом. Дебютировав на сцене Петербургского Большого театра в балете «Пахита», постановку которого гастролер осуществил сам, Мариус Петипа занял положение первого танцовщика балетной труппы. Он исполнял ведущие партии во многих балетах Жюля Перро и в своих постановках. «Венцом искусства Петипа была мимика. Здесь он был положительно выше всяких похвал. Темные жгучие глаза, лицо, выражающее целые гаммы переживаний и настроений, широкий, понятный, убедительный жест и глубочайшее проникновение в роль и характер изображаемого лица ставили Петипа на высоту, которой достигали очень немногие его собратья по искусству. Его игра могла в самом серьезном смысле слова волновать и потрясать зрителей»1, – так описывала балерина Екатерина Вазем танцовщика Петипа.


Мариус Петипа – Таор в балете «Дочь фараона»
© Мариинский театр

В 1855 году ему досталось еще и место педагога балетного отделения петербургского Театрального училища. И всеми секретами мастерства, найденными самостоятельно, подсмотренными у заезжих звезд, Петипа стал делиться со своими учениками. Окончив школу, те приходили в театр и с полуслова понимали своего наставника – уже знали все особенности стиля Петипа и с легкостью справлялись с его хореографией. Петипа растил «своих артистов».

В 1862 году Мариус Петипа был назначен балетмейстером с обязанностью ставить и сочинять балеты по поручению Дирекции императорских театров. А главным балетмейстером, первым человеком в труппе, стал лишь в 1869-м, после двадцати двух лет службы. Прежде чем заслужить доверие, он оставался в тени хореографов, сделавших себе имена в Европе, – сначала Жюля Перро, приглашенного в Петербург на пост главного балетмейстера, затем сменившего его Артура Сен-Леона.

Мариус Петипа. 1860-е
© Мариинский театр

«Принимаясь за постановку нового балета, Петипа ждал, пока полная тишина не воцарится в зале, – вспоминал исполнитель многих ведущих партий в его сочинениях Николай Легат. – Самые интересные моменты наступали, когда Петипа сочинял мимические сцены. Показывая каждому в отдельности его роль, он настолько увлекался, что все мы сидели затаив дыхание, боясь упустить хоть малейшее движение этого выдающегося мима. Когда заканчивалась сцена, раздавались бурные аплодисменты, но Петипа не обращал на них внимание»2.

Николай и Сергей Легаты. Карикатура на Мариуса Петипа
© Мариинский театр

За почти шестьдесят лет, отданных петербургской сцене, хореограф и педагог, он воспитал не одно поколение русских артистов, поставил более семидесяти балетов и многолетним вдохновенным трудом перенес столицу балетного мира в Петербург – все передовое в балете второй половины XIX века рождалось в Петербурге. Созданные в Мариинском театре большие балеты Петипа, сюжетной канвой объединяющие классические ансамбли, красочные характерные танцы, зрелищные жанровые сцены и пантомиму, стали венцом балетного искусства XIX столетия и отправной точкой для исканий ХХ века.
Постановки Мариуса Петипа сегодня – это золотой фонд классического наследия. В репертуаре Мариинского театра их сохранилось девять. Выставка, основанная на материалах архива Мариинского театра и коллекции эскизов Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, рассказывает, как менялись на родной сцене сочинения Петипа, какие коррективы вносило время в шедевры хореографа.


Над проектом работали
Автор-составитель: Ольга Макарова
Архивная служба Мариинского театра: Ольга Овечкина, Елена Лолло, Ирина Пчёлкина, Ирина Кулешова
Реализация проекта на сайте: Валерия Марук, Лавр Бурин, Николай Кузнецов
Дизайн и обработка фотографий: Артем Бурдов, Нина Михайлова
Корректор: Александра Еращёнкова

Благодарим директора Анастасию Григорьевну Гай и сотрудников отдела рукописей Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки за предоставление эскизов костюмов к спектаклям Петипа.


1 Вазем Е. О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра 1867–1884. Л.– М.: Искусство, 1937. С. 114.
2 Легат Н. Памяти великого мастера // Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. Л.: Искусство, 1971. С. 242.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход