Петипа в Мариинском

«Раймонда» (1898)

Музыка Александра Глазунова


Петр Ламбин. Эскиз декорации 2-й картины I акта
Ежегодник императорских театров. 1897–1898. С. 256

«Раймонда» – самый поздний из сохранившихся спектаклей Петипа. Хореограф сочинил его на восьмидесятом году жизни.
Покровитель и соратник балетмейстера, директор императорских театров Иван Всеволожский, за десять лет до «Раймонды» познакомивший Петипа с Чайковским, привлек к созданию музыки для нового полнометражного балета Александра Глазунова. Сюжет средневековой легенды предложила писательница Лидия Пашкова, с литературным творчеством которой хореограф был знаком по сценарию его «Золушки». На основе либретто Петипа составил для дебютировавшего в балете Глазунова подробный план. А заказчик и вдохновитель постановки Всеволожский придумал костюмы.

Иван Всеволожский. Эскиз костюма Клеманс
© Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека

В новом спектакле с рабочим названием «Белая дама» было все, что отвечало традициям балетного театра тех лет: любовный треугольник, детективный сюжет с провидческим сном, похищением, вмешательством чудесного помощника (призрак Белой дамы) и счастливым освобождением, сложнейшая балеринская партия, огромное количество персонажей, а значит, и артистов, занятых в спектакле, сюита красочных характерных танцев и классическое grand pas по случаю соединения влюбленных.

Сцена III акта. 1898
© Мариинский театр

Конфликт строился на противопоставлении двух миров: в полную рыцарского благородства идиллию средневекового замка Раймонды вторгался варварский мир необузданных страстей, олицетворяемый Абдерахманом и его свитой.

Иван Всеволожский. Эскизы костюмов для свиты Абдерахмана
© Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека

Премьера «Раймонды» готовилась к бенефису Пьерины Леньяни, и спектакль был призван представить балерину во всем блеске ее мастерства и виртуозности. Александр Глазунов не поскупился на музыкальное богатство образа главной героини, придав каждому ее выходу свою эмоциональную окраску. А мастер сочинения разнообразных вариаций Петипа создал сложнейшую партию – для балерины во всеоружии универсальной техники и грации, красоты линий и эмоциональности, балерины, идеал которой хореограф искал на всем протяжении своего творческого пути.

Пьерина Леньяни – Раймонда
© Мариинский театр

Классическим партнером Леньяни, исполнителем партии Жана де Бриена, на премьере выступил Сергей Легат.

Сергей Легат – Жан де Бриен
© Мариинский театр

В роли похитителя Раймонды, сарацинского рыцаря Абдерахмана, выступил пятидесятичетырехлетний Павел Гердт, от классических партий в те годы переходивший к характерному репертуару.

Павел Гердт – Абдерахман
© Мариинский театр

Помимо двух соперников, протагониста и антагониста, в спектакле были и другие мужские танцевальные партии: трубадуры Бернар и Беранже, а также солисты, в венгерском grand рas соревновавшиеся в виртуозности. Такой простор мужскому танцу Петипа открывал впервые.

Николай Легат – Беранже
© Мариинский театр

Не меньших похвал в прессе, чем исполнители классических партий, удостоились характерные танцовщики. Помимо встречавшихся во многих балетах Петипа венгерских танцев (детский и палоташ взрослых), мазурки и испанского танца (панадерос) характерную часть «Раймонды» составляли сарацинский танец (в нем имели успех Мария Скорсюк и Александр Горский) и мавританский, исполнявшийся воспитанниками Театрального училища.

Мария Петипа и Сергей Лукьянов – солисты панадероса
© Мариинский театр

Инна Неслуховская (слева), Любовь и Надежда Баранович (справа) – исполнительницы панадероса
© Мариинский театр

«Раймонда» имела «выдающийся успех»1, и спектакль стал часто появляться в афише Мариинского театра. Скоро в него были введены новые исполнители. Ольга Преображенская, Екатерина Гельцер, Любовь Егорова блистали в главной партии в начале ХХ века.

Ольга Преображенская – Раймонда
© Мариинский театр

В первые послереволюционные годы «Раймонда» шла с купюрами, а в 1922 году спектакль отреставрировал Федор Лопухов. Бережно сохранив хореографию Петипа, он добавил действенности отдельным мизансценам. Спустя много лет, оценивая свою причастность к хореографии «Раймонды», Лопухов признался в авторстве пиццикато героини в вальсе первого акта: на место забытой к 1922 году вариации он поставил свою, сочиненную для Любови Егоровой еще до революции2.
В 1931 году, опираясь на свою память, восстановила спектакль Агриппина Ваганова. А спустя семь лет, в 1938-м, состоялась премьера новой «Раймонды».

Галина Уланова – Раймонда, Константин Сергеев – Коломан
© Мариинский театр / Фото Евгения Рагузина. 1938

По мотивам романов Вальтера Скотта историк балета и драматург Юрий Слонимский написал либретто, в соответствии с которым протагонистом в спектакле становился обаятельный и благородный Абдерахман. Раймонду пленяло благородство восточного властителя, а противопоставленный ему жестокий рыцарь-крестоносец Коломан оказывался отвергнутым женихом.
Балетмейстер Василий Вайнонен сохранил хореографию Петипа лишь частично: практически не измененную партию главной героини и наиболее значимые оригинальные фрагменты окружил танцами собственного сочинения.

Мате и Бабанов в танце негров
© Мариинский театр / Фото Евгения Рагузина. 1938

Поставленный Вайноненом спектакль оформила Валентина Ходасевич, которая выпустила немало оперных и балетных постановок и в 1930-е годы занимала пост главного художника Театра имени Кирова. Новая «Раймонда» стала скромнее. Осталась в прошлом пышность спектакля времен Петипа. Балеринские пачки уступили место туникам, гораздо более минималистским стало убранство сцены.

Борис Шавров – Абдерахман, Вахтанг Чабукиани – Коломан
© Мариинский театр / Фото Евгения Рагузина. 1938

Через десять лет на сцену Театра имени Кирова вернулась Раймонда, терпеливо ожидавшая своего суженого, Жана де Бриена. В 1948 году состоялась премьера редакции Константина Сергеева.

Наталия Дудинская – Раймонда
© Мариинский театр / Фото Неймана. 1948

Сергеев обратился к старому либретто Лидии Пашковой, на основе которого Глазуновым была построена музыкальная драматургия балета. Победителем в борьбе за любовь героини снова стал Жан де Бриен. Но в своей версии новый постановщик отказался от фантастического начала – чудесного помощника, Белой дамы, которая в сцене сна представляла Раймонде жениха, а в смертельном поединке за руку красавицы ослепляла неугодного сарацина. Сохранив композицию Петипа, Сергеев заново сочинил некоторые танцы и сам исполнил партию Жана де Бриена, а в роли Раймонды выступила ставшая к тому времени его постоянной партнершей Наталия Дудинская.

Наталия Дудинская – Раймонда, Константин Сергеев – Жан де Бриен
© Мариинский театр / Фото Ефраима Лесова. 1948

Декорации и костюмы к новой постановке были созданы по эскизам Симона Вирсаладзе. Для него это был первый в Ленинграде опыт обращения к спектаклям классического наследия. Гармоничное сочетание стилизации Средневековья с условностью балетного костюма и традицией пышного оформления сцены времен Петипа стало важной вехой в творчестве художника: за эту работу Вирсаладзе был удостоен Сталинской премии.

Симон Вирсаладзе. Эскизы костюмов придворных дам
© Мариинский театр

Симон Вирсаладзе оформил и «Раймонду» в редакции Юрия Григоровича, премьера которой состоялась в 1984 году в Большом театре. В своей постановке Григорович давал простор мужскому танцу, нашлось в его версии и место Белой даме. В 1994–1998 годах этот спектакль шел на сцене и Мариинского театра.

Константин Заклинский – Абдерахман в постановке Юрия Григоровича
© Мариинский театр. Фото Наташи Разиной. 1997

Включил в действие Белую даму и хореограф Николай Боярчиков в своей редакции «Раймонды» 2006 года, осуществленной в Малом театре оперы и балета имени Мусоргского.
А в 2011 году в театре Ла Скала состоялась премьера «Раймонды» в постановке Сергея Вихарева, который реконструировал спектакль Петипа на основе записей Николая Сергеева, хранящихся в Гарвардской библиотеке. Мариинский же театр уже семьдесят лет хранит верность редакции Константина Сергеева и Симона Вирсаладзе.
Ольга Макарова

Екатерина Осмолкина – Раймонда, Анастасия Лукина – Клеманс, Алексей Тимофеев – Беранже, Рената Шакирова – Генриетта, Фуад Мамедов – Бернар
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной. 2017


1 Новый балет «Раймонда» // Театр и искусство. 1898. 11 января. С. 29.
2 Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете. М., 1966. С. 224.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход