РИМСКИЙ-КОРСАКОВ В МАРИИНСКОМ

Майская ночь. 1880

«…Я чувствовал… что курс учения моего окончен и мне следует предпринять что-нибудь новое и свежее»1, – вспоминал Римский-Корсаков о времени окончания работы над второй редакцией «Псковитянки». «Майская ночь» (1877–1878) на сюжет повести Николая Гоголя и стала таким «новым и свежим предприятием». Она открыла ряд сказочно-фантастических опер композитора, в которых отразилось его увлечение народной мифологией и языческой обрядовостью, и в этом смысле явилась своего рода этюдом к гениальной «Снегурочке».
Отданная Дирекцией на просмотр Эдуарду Направнику «Майская ночь» получила его благожелательную оценку. В отзыве, датированном 8 марта 1879 года, обычно скупой на похвалы дирижер особенно отметил «необходимый для этой оперы народный стиль», который «схвачен автором довольно сильно и выдержан, за небольшими исключениями, до самого конца»2. Итоговый вывод – «музыкальные достоинства самого сочинения и рядом с ними превосходная инструментовка подают надежду на успех оперы, постановка которой по своей незатейливости не потребует значительных издержек»3 – решил судьбу «Майской ночи», и ее приняли к постановке. На репетициях и спевках, по свидетельству Римского-Корсакова, все шло благополучно: артисты старались, Направник был внимателен и точен; сам автор, как и во времена «Псковитянки», выступил в роли аккомпаниатора. Танцы – с учетом высказанных композитором пожеланий – ставил опытный балетмейстер Алексей Богданов, занимавший в те годы пост главного режиссера петербургского Императорского балета. Для постановки были использованы декорации Михаила Бочарова, написанные для оперы «Кузнец Вакула» Чайковского, которая к тому времени уже не ставилась.


Улица в малороссийской деревне (третья картина) и Берег озера близ старого панского дома (четвертая картина). Эскизы декораций Михаила Бочарова. Рисунки художника Ф. С. Козачинского.
Ежегодник Императорских театров. 1894–1895

Премьера «Майской ночи» состоялась 9 января 1880 года со значительным успехом. Автора и артистов много раз вызывали. Среди исполнителей наибольший успех имели Федор Стравинский (Голова) и Петр Лодий (Левко) – их песенные номера публика требовала бисировать. Хороши были в комических ролях Николай Энде (Винокур) и Владимир Соболев (Писарь). Самому Римскому-Корсакову особенно понравилась обладавшая горячим южным темпераментом Анна Бичурина (Свояченица), «неистово воспроизводившая» характерную для ее партии скороговорку. Дирижировал премьерой Эдуард Направник, неизменно первый интерпретатор опер Римского-Корсакова от «Псковитянки» до «Ночи перед Рождеством».

Голова – Федор Стравинский.
Архив Мариинского театра

В «Летописи…» Римский-Корсаков приводит общее мнение об опере артистов, участвовавших в спектакле: «…первые два действия весьма хороши, а третье неудачно; финал же будто бы совсем негоден»4. Причиной такой противоречивой оценки стали недостатки самой постановки – как в режиссуре, так и в оформлении. Декорация третьего действия «оказалась неудачной, поэтому фантастическая сцена вышла нехорошо»; «Панночка не исчезала, а попросту уходила; восход солнца был мрачный и пасмурный, да и вообще вся фантастическая сцена была ведена грубо и безвкусно»5, – вспоминал композитор. Ученик Римского-Корсакова Илья Тюменев, по образованию художник, зафиксировал и другие подробности неудачного живописного решения спектакля, отметив, что декорации произвели на композитора такое же впечатление, как и на него: «…на сцене нечто серое, тусклое, не то день, не то ночь. Хаты все какие-то плохонькие, грязные, точно выцветшие. <…> Декорации III действия автор наметил в либретто такими словами: “Местность на берегу озера. Старый панский дом. Сияющая лунная ночь” (как на картине Куинджи)… А перед глазами было какое-то старое декорационное тряпье зелено-табачного цвета. На берегу – что-то вроде плохой дачи с заколоченными окнами – и всё»6.
Противоречивыми оказались и отзывы критиков. Если в журнале «Суфлер» отметили превосходные декорации и достоверность костюмов, то авторы других рецензий подчеркивали многие неточности в костюмах, особенно в женских. А «Петербургская газета», назвав постановку в целом удачной, поведала читателю о «невероятном пассаже»: «Дело в том, – сообщала газета, – что режиссерская часть, вопреки установившимся взглядам о порядке мироздания, вводит опасные опровержения этих незыблемых основ, допуская на театральном небе две луны: одну заштатную, преплохо закрашенную, а другую восходящую, круглолицую и – ни одной звездочки»7.
Музыка «Майской ночи», одобренная рецензентами лишь частично, не получила полной поддержки и в «Могучей кучке», что весьма расстроило композитора.
За пять сезонов опера прозвучала всего 20 раз. Со временем ее исполнение становилось неряшливее, сменились отдельные артисты. Направник стал делать в партитуре купюры, на которые композитору приходилось соглашаться, хотя из-за них «авторское намерение убивалось окончательно»8; публикою опера посещалась менее охотно. В итоге интерес к «Майской ночи» охладел, и в 1884 году ее сняли с репертуара.

Ганна – Мария Славина; Левко – Митрофан Чупрынников.
Ежегодник Императорских театров. 1894–1895

Возобновление оперы (в старых декорациях) состоялось 28 сентября 1894 года на сцене Михайловского театра. В партии Левко выступил Митрофан Чупрынников (первоначально директор Иван Всеволожский обещал поручить эту партию звезде Императорской сцены Николаю Фигнеру); Ганну, как и на премьере, пела Мария Славина. Дирижировал Направник. На этот раз им было сделано всего четыре купюры – все с согласия Римского-Корсакова. Несмотря на некоторые недочеты в исполнении, артисты и автор были горячо приняты публикою. По свидетельству биографа композитора, Василия Ястребцева, присутствовавшего на представлении, в роли Панночки «идеально хороша» была Александра Рунге, «отлично справились со своими партиями и выказали много жизни и юмора»9 Григорий Угринович (Винокур), Михаил Корякин (Голова) и Мария Долина (Свояченица). Римского-Корсакова вызывали после каждого действия по нескольку раз. После второй картины второго акта ему был преподнесен огромный лавровый венок, украшенный живыми цветами и перехваченный четырьмя серебряными с позолотою кольцами, на которых значились даты первого представления оперы и возобновления.

Сцена из второго действия. Свояченица – Мария Каменская; Винокур – Григорий Угринович; Голова – Федор Стравинский.
Ежегодник Императорских театров. 1894–1895

К третьему представлению оперы, состоявшемуся 16 октября, большую часть недостатков удалось устранить, и удачно выступали уже все артисты. Совершенно очаровала слушателей и сразу завоевала всеобщую симпатию исполнительница роли Панночки Екатерина Баулина, недавно окончившая Петербургскую консерваторию. Оперу также давали и на сцене Мариинского театра, но абонементная публика, предпочитающая итальянскую музыку, принимала «Майскую ночь» довольно холодно, зал заполнялся лишь отчасти. В первом сезоне опера прошла восемь раз, в следующем ее дали всего три раза, хотя сборы не падали, и затем вновь сняли с репертуара. Позднее в статье, посвященной 25-летию премьеры «Майской ночи», рецензент «Русской музыкальной газеты» вспомнил этот спектакль как «удачную постановку и не менее удачное исполнение», сожалея о том, что «Дирекция не постеснялась так внезапно сдать оперу в архив»10.
Владимир Горячих

Сцена из третьего действия. Левко – Митрофан Чупрынников; Голова – Федор Стравинский; Писарь – Николай Климов; Винокур – Григорий Угринович; Каленик – Иван Гончаров.
Ежегодник Императорских театров. 1894–1895

Левко – Дмитрий Смирнов.
Архив Мариинского театра

1 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М. : Музыка, 1980. С. 138.
2 Э. Ф. Направник: Автобиографические, творческие материалы, документы, письма. Л. : Гос. муз. изд-во, 1959. С. 63.
3 Там же.
4 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. С. 167.
5 Там же.
6 Тюменев И. Ф. Воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове // Музыкальное наследство. Римский-Корсаков : Исследования. Материалы. Письма : в 2 т. Т. II. М. : Изд-во АН СССР, 1954. С. 189, 192.
7 Петербургская газета. 1880. 13 янв. Цит. по: Гиляровская Н. В. Римский-Корсаков и художники. (Материалы к сценической истории опер Римского-Корсакова) // Музыкальное наследство. Римский-Корсаков… Т. II. С. 266.
8 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. С. 167.
9 Ястребцев В. В. Н. А. Римский-Корсаков. Воспоминания : в 2 т. Т. 1. М. : Гос. муз. изд-во, 1959. С. 210–211.
10 Русская музыкальная газета. 1905. № 3–4.
11 Там же. 1910. № 43.
12 Там же.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.