Постановка «Царской невесты» (1898) сначала в Москве (премьера прошла 22 октября 1899 года силами Товарищества Русской частной оперы), затем в частных антрепризах в других городах, вызвала оживленную полемику прежде всего о направлении этой оперы. Наиболее радикально настроенные критики увидели в «Царской невесте» «измену» «кучкизму», другие – оценили ее как «устарелую». Главной причиной стал осуществленный Римским-Корсаковым «ясный и откровенный поворот к пению»1, то есть к кантилене, и вытекающий отсюда возврат к традиционным оперным формам: ариям, дуэтам, квартетам и т. д. В спор о «Царской невесте» оказались вовлечены и сам композитор, вынужденный отстаивать свое сочинение даже в кругу близких ему людей, и его супруга, и старшие дети. К моменту постановки в Мариинском театре, состоявшейся 30 октября 1901 года, спор этот стал затихать, публика во многом привыкла к новой опере Римского-Корсакова, поэтому на первый план выдвинулись уже вопросы исполнения.
Программка к мировой премьере «Царской невесты» и билет на этот спектакль.
Архив Мариинского театра
Интерес к постановке «Царской невесты» на Императорской сцене оказался очень велик. На первом представлении присутствовал (вероятно, впервые в истории русской оперы) специально приехавший из Парижа музыкальный критик «Фигаро» Шарль Жоли, выразивший в интервью перед премьерой восхищение музыкой Римского-Корсакова2. Опера шла без купюр и со вставной арией Лыкова, добавленной автором в партитуру в конце 1899 года. Эдуард Направник, которому «Царская невеста», по свидетельству композитора, в целом нравилась, дирижировал с увлечением. Опера имела крупный успех, автора и артистов вызывали много и дружно после каждого акта.
Горница в доме купца Собакина. Сцена из первого акта. Декорации по эскизу Матвея Шишкова, сделанному им для другого спектакля.
Ежегодник Императорских театров. 1901–1902
Директор Императорских театров Владимир Теляковский, на которого генеральная репетиция «Царской невесты» произвела «крайне грустное впечатление»3 (особенно игра и пение артистов, а также костюмы и декорации, по большей части подобранные из других постановок), после премьеры записал в дневнике – с оттенком сомнения: «Успех опера имела большой, хотя, конечно, по этому еще трудно судить, ибо масса мест была расписана самим Корсаковым»4.
Появление Ивана Грозного в Александровской слободе. Сцена из второго акта. Декорации по эскизу Константина Иванова.
Ежегодник Императорских театров. 1901–1902
Рецензент «Русской музыкальной газеты», посвятивший музыке «Царской невесты» развернутую статью, о самом спектакле писал: «…оперу приняли на I-м представлении очень горячо. Автора и исполнителей вызывали после каждого акта. Аплодировали каждому №-ру; требовали много повторений, но повторены были только кончики арий Марфы (II-й акт) и Лыкова (III-й – новая, вставная ария). Наиболее впечатление произвели: песня Любаши и некоторые моменты ее дуэта с Грязным (I акт), ария Марфы, квартет и сцена Любаши (II-й), рассказ Домны и секстет (III-й) и весь IV-ый акт. <…> Из исполнителей выделились: г-жи Славина и Больска. Первая со свойственной ей артистичностью изобразила страстную, порывистую фигуру Любаши; г-жа Больска еще не вполне освоилась с партией, которую все поет с трогательной задушевностью. <…> Г. Яковлев… свою заключительную покаянную спел с таким подъемом и искренностью выражения, что вызвал громкие и согласные аплодисменты. Хорош был г. Морской. <…> Дирижировал г. Направник, вследствие чего оркестр идет в ряд наилучших исполнителей. Поставлена опера без особенного блеску. Часть декораций и костюмов – старые»5.
Объявление царского указа. Сцена из третьего действия. Декорации по эскизу Михаила Яковлева). Костюмы по эскизам Евгения Пономарева.
Ежегодник Императорских театров. 1901–1902
Свой отчет о премьере дал на следующий день и Римский-Корсаков – в письме к Надежде Забеле-Врубель, неповторимой московской исполнительнице роли Марфы, которую композитор сочинял специально для нее. «Опера сошла гладко… Больска пела восхитительно, она такая же искусница, как и Вы. Ария бисировалась; после последней арии тоже был продолжительный и сильный аплодисмент, помешавший цельности впечатления. Славина (помимо голоса) была очень хороша. Все драматические сцены провела превосходно, а песню спела послабее. Грязным доволен я мало. В общем, публика принимала оперу достаточно горячо, и меня много раз вызывали. Завтра “Ц[арская] невеста” идет в абонемент и, конечно, будет принята с прохладой (так у нас заведено)»6.
Любаша – Мария Славина; Лыков – Генрих Морской.
Ежегодник Императорских театров. 1901–1902
В «Летописи моей музыкальной жизни» композитор повторил свои оценки исполнителям, но более резко высказался о Леониде Яковлеве: «…портил дело Грязнов – Яковлев. Утративший голос, певец этот, безвкусно преувеличивавший выражение, был просто для меня невыносим. Но благодаря ли все еще красивой наружности или ввиду прежних своих успехов, он все-таки ухитрялся срывать аплодисменты у публики»7.
Царский дворец. Финальная сцена из четвертого действия.
Ежегодник Императорских театров. 1901–1902
В другом письме Забеле-Врубель Римский-Корсаков дополнил характеристику артистов, певших на премьере и на последующих представлениях: «Марфа – Папаян играет недурно, но по пению мне нравится мало. <…> Две другие Любаши – Фриде и Маркович – хороши, а в особенности последняя: голос очаровательный, и поет прекрасно. Грязнов – Тартаков: несмотря на глуховатый голос и слабые низкие ноты, поет прекрасно, всякая нота ясна, и партия понятна всегда, не то что у Яковлева… О других исполнителях говорить не буду, все они недурны»8.
Марфа – Надежда Папаян; Василий Собакин – Константин Серебряков, Иван Лыков – Федор Орешкевич, Домна – Софья Гладкая.
Ежегодник Императорских театров. 1901–1902
Но закончил свой отчет о спектакле Римский-Корсаков на пессимистической ноте. «В общем, опера публике нравится, но можно было бы и большего ожидать. Такая уж судьба моих опер: все они с первого раза нравятся, а потом оказывается, что такой публики, которой они пришлись бы истинно по сердцу, вовсе не так много»9.
Любаша – Нина Фриде; Бомелий – Василий Кравченко; Дуняша – Юлия Носилова.
Ежегодник Императорских театров. 1901–1902
Сомнения композитора не оправдались. Уже при жизни автора «Царская невеста» с успехом исполнялась не только в обеих столицах, но и по всей Российской империи, а также за рубежом. Она стала одной из самых репертуарных и любимых опер, написанных не только Римским-Корсаковым, но и вообще русскими композиторами, о чем в наши дни свидетельствует и идущий на сцене Мариинского театра новый спектакль, поставленный в июне 2018 года.
Владимир Горячих
1 Избр. письма Н. А. Римского-Корсакова к Н. Н. Римской-Корсаковой // Музыкальное наследство. Римский-Корсаков : Исследования. Материалы. Письма : в 2 т. Т. II. М. : Изд-во АН СССР, 1954. С. 91.
2 Рецензия Ш. Жоли вышла в № 322 Le Figaro от 18 ноября 1901 года (по новому стилю) и была прочитана Римским-Корсаковым.
3 Теляковский В. А. Дневники Директора Императорских театров. 1901–1903. Санкт-Петербург. М. : Артист. Режиссер. Театр, 2002. С. 90.
4 Там же. С. 93.
5 Русская музыкальная газета. 1901. № 44.
6 Н. А. Римский-Корсаков. Переписка с Н. И. Забелой-Врубель. М. : ООО «Издательство “Композитор”», 2008. С. 260–261.
7 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М. : Музыка, 1980. С. 290.
8 Н. А. Римский-Корсаков. Переписка с Н. И. Забелой-Врубель. С. 263.
9 Там же.