Премьера 18 марта 2011 года
Дирижер – Валерий Гергиев
Режиссер – Василий Бархатов
Художник-постановщик – Зиновий Марголин
Художник по костюмам – Мария Данилова
Художник по свету – Дамир Исмагилов
Видеографика Марии Небесной, Олега Михайлова, Георгия Маматова
Обед у прокурора. Первая картина первого акта
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
Авторы «Мертвых душ» – 2011 находились в двойственном положении. После спектакля Покровского и Левенталя, созданного в Большом театре и затем перенесенного в театр Кировский, русская сцена к опере Щедрина не обращалась. С одной стороны, отсутствие прочной постановочной традиции давало простор для интерпретаций. С другой, первую и единственную постановку в обеих столицах помнили очень хорошо и почитали образцом. Впрочем, сомнения в том, что 26-летний Василий Бархатов найдет ключ к партитуре, рассеялись очень скоро.
Андрей Петренко, Родион Щедрин, Зиновий Марголин и Валерий Гергиев на репетиции
© Мариинский театр/ Фото Валентина Барановского
Василий Бархатов репетирует с Ядгаром Юлдашевым, Сергеем Семишкуром, Владимиром Морозом
© Мариинский театр/ Фото Валентина Барановского
В спектакле 1978 года Россия представала вертепным ящиком, где на нижнем этаже обитали карикатурные помещики, наверху – народ. Спектакль 2011 года построен горизонтально, в новой России все смешались: выскочившие из гоголевской эпохи работные мужики и дамы в кринолинах, современные гламурные шопоголички и швеи-гастарбайтерши, застрявшие между времен пыльные чиновники. Для всех приготовлен один финал – запереться в поставленных на попа дорожных кофрах, похожих сразу и на деревенский нужник, и на гроб, и на гоголевскую Шинель, из которой все персонажи вышли и куда в конце концов от безысходности уйдут.
Отпевание прокурора. Сцена из третьего акта
© Мариинский театр/ Фото Валентина Барановского
Зиновий Марголин. Макет декорации к спектаклю
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
Сценографом выступил Зиновий Марголин, постоянный соавтор Бархатова, художник-архитектор, художник-режиссер. На голую сцену он поставил выросшую до циклопических размеров чичиковскую бричку – недоброго вида конструкцию на многометровых колесах, тех самых, что до Москвы, если б случилось, доедут, а в Казань нет. Здесь – ключевой для Гоголя и Щедрина образ, бесконечная и тоскливая русская дорога, она же русская безысходность: то, наезжая на рампу, дно брички накрывает разом всех обитателей сцены, то кто-нибудь попадает под ее колеса, то Чичиков тщетно пытается сдвинуть ее с места. Виды в окнах брички – современная съемка отечественных пейзажей: видеохудожники специально повторили чичиковский маршрут от Москвы до Херсона.
Эскизы костюмов Марии Даниловой: Манилов, Плюшкин, Софья Даниловна, Собакевич, Коробочка
В опере, устроенной наподобие грандиозной портретной галереи, блеснули лучшие силы мариинской труппы. Критики с удовольствием отметили работу Ларисы Дядьковой – ворчливой хозяйки швейной фабрики Коробочки и Сергея Семишкура – свежего кавалера Ноздрева; поразились метаморфозе Светланы Волковой, сделавшейся выползшим из-за плинтуса ленинградской коммуналки бесполым существом Плюшкиным; восхитились вокальной отвагой и сочным актерским юмором Сергея Алексашкина – бровастого комнатного генсека Собакевича.
Манилов – Александр Тимченко, Чичиков – Владимир Мороз, Лизанька Манилова – Карина Чепурнова
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
Собакевич – Сергей Алексашкин, Чичиков – Сергей Романов
© Мариинский театр/ Фото Валентина Барановского
Чичиков – Владислав Сулимский, Коробочка – Лариса Дядькова
© Мариинский театр/ Фото Валентина Барановского
Ноздрев – Сергей Семишкур, Чичиков – Владислав Сулимский (справа)
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
Чичиков – Владислав Сулимский, Плюшкин – Светлана Волкова
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
Особых похвал удостоилась работа Валерия Гергиева, по чьей инициативе «Мертвые души» вернулись в репертуарный обиход (незадолго до театральной постановки он исполнил оперу в мариинском Концертном зале). По словам рецензента, маэстро обнажил заложенное Щедриным «нечто очень негоголевское, несмешное, нестрашное, но изнывающее, томительное и берущее за душу. Под звуки Гергиева в эти моменты всё будто ухает в бездонную воронку»1.
Богдан Королёк
Дорога. Видеографика Марии Небесной
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
1 Бирюкова Е. «Мертвые души» в Мариинке // Openspace.ru. 2011. 21 марта. URL: http://os.colta.ru/music_classic/events/details/21250/ (дата обращения 07.02.2017).
Обед у прокурора. Павел Иванович Чичиков – Сергей Романов; Ноздрев – Сергей Семишкур; Мижуев, зять Ноздрева – Андрей Серов; Собакевич – Сергей Алексашкин; Манилов – Александр Тимченко; Губернатор – Владимир Феляуэр; Прокурор – Александр Герасимов; Председатель палаты – Дмитрий Колеушко; Полицмейстер – Евгений Уланов; Почтмейстер – Виталий Ишутин
Мариинский театр, 2 декабря 2011 года