Премьера – 26 декабря 2015 года
Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев
Дирижеры – Павел Петренко, Владислав Карклин
Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
Художник-постановщик – Александр Орлов
Художник по костюмам – Ирина Чередникова
Художник по свету – Александр Сиваев
Видеографика Виктории Злотниковой
Хореограф – Илья Устьянцев
Финальная сцена спектакля
© Мариинский театр/ Фото Валентина Барановского
«Рождественская сказка» – святочный рассказ на современный лад, адресованный и взрослым и детям. В этом семейном новогоднем спектакле Щедрин использовал и разговорные диалоги, как в мюзикле, и очень сложные вокальные ансамбли.
Дирижер Владислав Карклин, ответственный концертмейстер Ирина Соболева и Родион Щедрин на репетиции
© Мариинский театр/ Фото Валентина Барановского
Музыкальные изыски и сценические чудеса оперы-феерии композитор-либреттист щедро приправил сатирой. Взяв за основу знакомый cюжет о двенадцати месяцах, сказку чешской писательницы Божены Немцовой в переводе Лескова, Щедрин пересказал его, используя как архаические сказочные обороты, так и современные выражения, выхваченные из потока телевещания, со злободневными сюжетами вроде санкций или виллы в Каннах – голубой мечты оперных злодеек.
Сон под Новый год. Злыдня – Лариса Юдина, Мачеха – Анна Кикнадзе
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
Современное и сказочное соединили в визуальном решении спектакля художники Ирина Чередникова и Александр Орлов. Дизайнерские решения Орлова отличаются минимализмом и чистотой форм. В «Сказке» главными фигурами он сделал громадную луну в космической синеве зимнего неба, снежные шары и грозные великаны-конусы, служащие обличьем двенадцати месяцам.
Александр Орлов. Макет декорации к спектаклю
© Мариинский театр
Караульные у опочивальни вседержавной Царицы
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
В эту визуальную геометрию остроумно вплетен декоративный «шум» – карнавальная толпа в пестрых нарядах, с заячьими ушами и с шутовской бутафорией вроде гигантской банки консервов, которую катают по сцене, как и огромный циферблат.
Первая сцена спектакля
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
«Это люди на Невском 31 декабря, – объясняла свой замысел художник по костюмам Ирина Чередникова. – Кто-то уже бежит, разнаряженный, к столу, а кто-то еще в магазин за продуктами. Но все в приподнятом настроении, все в предвкушении праздника»1.
Проверка Мачехи и Злыдни на детекторе лжи. Царица – Екатерина Сергеева, Канцлер – Сергей Романов, Мачеха – Анна Кикнадзе
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
Среди хитроумных находок сценографии – поставленные на попа кровати Мачехи и Злыдни, дюжина плазменных экранов, с которых ведущий теленовостей – сам режиссер Алексей Степанюк – зачитывает царский указ «о демократизации», и разъездной трон вседержавной Царицы.
Встреча с царским дровосеком. Дровосек – Олег Сычёв, Замарашка – Пелагея Куренная
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
Появление двенадцати месяцев решено как хоровод-дефиле, где дружная семья – в ней не только братья, но и сестры – появляется с выходными ариями. Сентябрь поет о свадьбах, октябрь о тумане и дождях – мини-сюиту наподобие «Времен года» венчает назидательная цитата из Бетховена Seid umschlungen, Millionen! («Обнимитесь, миллионы!»).
Дефиле месяцев
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
Для каждого из двенадцати волшебников Ирина Чередникова придумала эффектный наряд: «Хотелось представить месяцы не мультяшно, когда Декабрь – обязательно седой старик, а Март – юнец. Нет, чтобы каждый месяц имел свой небанальный образ».
Эскизы костюмов Ирины Чередниковой
© Мариинский театр
Исполнительский состав репетировал под присмотром композитора. Главная роль была поручена студентке Петербургской консерватории и дебютантке на Мариинской сцене Пелагее Куренной, чей голос бесстрашно покорял запредельные по тесситуре высоты, сохраняя притом теплоту и искренность чувств. Анна Кикнадзе и Лариса Юдина с упоением смаковали злодейские интонации и были необыкновенно точны в выборе актерских красок. В ансамбле солистов яркие вокальные работы были представлены Екатериной Сергеевой (Царица) и Александром Михайловым (Апрель). Украшением партитуры и спектакля также стали виртуозные хоровые номера, браво исполненные мариинским хором. Бережно выполняя все указания композитора, смакуя остроты и пряность оркестрового письма, дирижировал новой партитурой Валерий Гергиев.
Лейла Аббасова
Пелагея Куренная в роли Замарашки
© Мариинский театр/ Фото Валентина Барановского
«Соловей – канареечка, пташечка, эх, да… Ай! Жалобно поет!»
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
Александр Орлов, Родион Щедрин, Валерий Гергиев и Пелагея Куренная после премьеры
© Мариинский театр/ Фото Валентина Барановского
1 [Интервью с Ириной Чередниковой] // Рождественская сказка [Буклет]. СПб.: Мариинский театр, 2016.