Российская премьера 10 июля 2007 года (концертное исполнение)
Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев
Сценическая премьера – 26 июля 2008 года
Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
Художник-постановщик – Александр Орлов
Художник по костюмам – Ирина Чередникова
Художник по свету – Евгений Ганзбург
Хореограф – Дмитрий Корнеев
Цыганка Груша – Кристина Капустинская. Иван Флягин – Сергей Алексашкин
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
«Очарованный странник» – первый после более чем двадцатилетнего перерыва спектакль Щедрина в Мариинском и новое обращение к творчеству любимого писателя – Николая Лескова. Жизнь этой оперы началась на американской сцене. По воспоминаниям композитора, летом 2001 года между ним и дирижером Лорином Маазелем состоялся такой диалог:
– Вы, верно, уже слышали, что со следующего сезона я возглавлю Нью-Йоркскую филармонию. И я хочу к декабрю 2002 года сделать вам заказ на новое полнометражное сочинение. На весь вечер. Без антракта. С хором и солистами. Мне бы хотелось, чтобы вы написали что-то русское. Со старинными песнопениями, колокольным звоном. С половцами. Цыганами. Низкий грудной женский голос. Может, все на русском языке?
– Если сделать своего рода оперу для концертной сцены – то отыщу. И сразу предложу вам роскошный русский сюжет: «Очарованный странник» Николая Лескова... Все, что вы перечислили, в этой повести есть. Только вместо половцев у Лескова татары. Татарский плен.1
Флягин – Сергей Алексашкин
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
Премьера состоялась, как и было задумано, в декабре 2002 года в нью-йоркском Эвери-Фишер-холле под управлением Маазеля. А спустя четыре с половиной года «Странник» появился и в России. Его исполнением в только что открытом Концертном зале Мариинского театра «дерзновенно и воистину совершенно»2, как вспоминал Щедрин, дирижировал Валерий Гергиев. Со следующего сезона концертное исполнение сменилось сценической версией.
Валерий Гергиев и Родион Щедрин на репетиции. 2007 год
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
Условия Концертного зала, где нет кулис, а зрительный зал окружает сцену, режиссер Алексей Степанюк и художники Александр Орлов и Ирина Чередникова восприняли не как ограничение, а как возможность создать неожиданное игровое пространство. Аскетичные декорации вкупе с неспешным развитием музыкального материала подчеркнули медитативность философской повести Лескова.
Сцена из спектакля
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
В рецензии на гастроли Мариинского в Москве осенью 2007 года критик Михаил Фихтенгольц писал:
«Щедрин избегает традиционных оперных ходов. Здесь нет как таковых ни развернутых каватин, ни сладостных любовных дуэтов, а есть невероятной красоты звуковой континуум, в который сплетаются вокальные и хоровые голоса, подзвученные тысячью разных оркестровых тембров, от разрывающих душу пастушьих наигрышей гобоя до немногословных гуслей, нежных блок-флейт и, как всегда у Щедрина, блестящих ударных. Еще изумило в „Страннике” бесчисленное множество оттенков тишины – истаивающей, убаюкивающей, гнетущей, ужасающей, задумчивой: Щедрин принадлежит к тем немногим авторам, которые умеют конструировать музыку не только из нот, но и из пауз»3.
В опере всего три солиста, каждому поручено несколько ролей. Почти во всех спектаклях в Мариинском их неизменно поют Андрей Попов, Сергей Алексашкин и Кристина Капустинская. В нынешнем году партию цыганки Груши к своему богатому щедринскому репертуару добавила Екатерина Сергеева. Первым исполнителем теноровых партий (Засеченного монаха, Князя, Магнетизера, Старика в лесу, Рассказчика) в Нью-Йорке и Петербурге был Евгений Акимов.
Андрей Попов, Сергей Алексашкин и Кристина Капустинская в сцене из оперы
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
«Очарованный странник» исполняется в Мариинском каждый сезон и с успехом демонстрируется на гастролях: его показывали в Москве, Вильнюсе, Казани, Риге, Хельсинки, Стокгольме, Париже и Нью-Йорке.
Князь – Андрей Попов
© Мариинский театр/ Фото Martynas Aleksa
В 2010 году на лейбле Mariinsky вышла запись оперы, сделанная во время премьерного исполнения (на диске также записаны фрагменты из балета «Конек-горбунок» и концерт для оркестра «Озорные частушки»). Диск трижды номинировался на премию «Грэмми» и получил благожелательные отзывы критики:
«Сергей Алексашкин везде поет с большим благородством и силой. Тенор Евгений Акимов тоже убедителен в своих четырех ролях и восхитительно справляется с вокальной тесситурой (часто немилосердно высокой). Возможно, лучшее исполнение – у меццо Кристины Капустинской в роли цыганки Груши. Ее драматическое, но уравновешенное пение покоряет своей гипнотической силой. Мариинский хор, участвующий почти во всех сценах, находится в превосходной форме, а Гергиев добивается потрясающего звучания от оркестра, особенно в таких захватывающих фрагментах как „Татарский плен“. Хотя опера была поставлена на сцене, ее неспешной, даже статичной природой лучше всего наслаждаться именно на этой яркой записи»4.
Владимир Хавров
Цыганка Груша – Кристина Капустинская, Иван Северьянович Флягин – Сергей Алексашкин
Концертный зал Мариинского театра, 2 января 2010 года
1 Родион Щедрин: автобиографические записи. М.: АСТ Москва, 2008. С. 219–220.
2 Там же. С. 226.
3 Фихтенгольц М. Оттенки тишины // Время новостей. 2007. 2 октября.
4 Williams G. Shchedrin: The Enchanted Wanderer – Gergiev // HRAudio.net. 2010. March 27th.