Родион Щедрин среди слушателей в Концертном зале Мариинского театра
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной
В Мариинском театре постоянно исполняются не только оперы и балеты Щедрина, но и его симфонические сочинения.
В разное время прозвучали все шесть фортепианных концертов Щедрина – их исполняли Алексей Володин, Денис Мацуев, Йол Юм Сон, Олли Мустонен, Сергей Редькин и Аника Вавич. Концерты для других инструментов играли Алексей Огринчук (гобой), Александр Бузлов и Давид Герингас (виолончель), Тимур Мартынов (труба), Юрий Афонькин (альт), Софья Кипрская (арфа).
Родион Щедрин и Денис Мацуев после исполнения Второго фортепианного концерта. Концертный зал, 22 декабря 2012 года
Родион Щедрин, Валерий Гергиев и Сергей Редькин после исполнения Четвертого фортепианного концерта. 27 декабря 2015 года
Родион Щедрин с Александром Бузловым после исполнения Parabola Concertante. 23 декабря 2012 года
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной
Родион Щедрин с Алексеем Огринчуком после исполнения Концерта для гобоя. 23 декабря 2012 года
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной
Юрий Афонькин, Софья Кипрская и Валерий Гергиев после петербургской премьеры Concerto dolce для альта и струнного оркестра с арфой. 27 февраля 2017 года
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной
Второй и Пятый фортепианные концерты в исполнении Дениса Мацуева записаны на лейбле Mariinsky.
«Второй фортепианный концерт Родиона Щедрина (1966) напоминает о музыке Сергея Прокофьева, но играет и с двенадцатитоновой техникой. Мацуев и оркестр словно подстегивают друг друга. Интерпретация очень напряженная и эффектная, пианист и оркестр делают все возможное, чтобы преподнести эту многогранную музыку во всем ее увлекательном разнообразии» (Реми Франк, pizzicato.lu).
«В этой записи мы хотели представить творчество великих русских композиторов различных периодов. Творчество Щедрина имеет особое значение для русской музыки. Сам композитор принимает активное участие в репетициях, у нас есть возможность общаться с ним, обмениваться мыслями и узнавать его пожелания. Это бесценно» (Денис Мацуев).
(О Пятом концерте) «Этот дикий концерт, который порой, кажется, „перепрокофьивает“ Прокофьева, очевидно, среди любимых у Мацуева В этом причудливом, замысловатом 33-минутном сочинении масса ударных звучностей, которые вы никогда не забудете» (classicalcdreview.com).
К 80-летию композитора (2012) в Концертном зале два вечера были посвящены его музыке: 22 декабря прошел марафон – четыре фортепианных концерта, а на следующий день звучала оркестровая музыка и – впервые в России – драматическая сцена «Клеопатра и змея». Исполнением грандиозного «Музыкального приношения» в сентябре 2013 года открывался первый Международный органный фестиваль.
Программа концерта к юбилею композитора 23 декабря 2012 года
В репертуаре Мариинского оркестра – «Российские фотографии», «Стихира на 1000-летие Крещения Руси», «Старинная музыка российских провинциальных цирков», «Хороводы» и другая оркестровая музыка Щедрина. Неизменным успехом у публики пользуются «Озорные частушки», где музыканты демонстрируют высочайшую виртуозность, и «Кармен-сюита», которая столь же часто исполняется в концерте, как и в балете.
Валерий Гергиев всегда включает музыку Щедрина в свои фестивальные концерты: она звучит на фестивале в Самаре, посвященном Мстиславу Ростроповичу, в Миккели, в Роттердаме и в Зальцбурге, занимает почетное место в программах Московского Пасхального фестиваля. В 2009 году его открытие ознаменовалось мировой премьерой «Симфонического диптиха» на темы из «Очарованного странника». Здесь же год спустя Мариинский оркестр сыграл (даже раньше, чем в Петербурге) «Стихиру на 1000-летие крещения Руси» и «Старинную музыку российских провинциальных цирков», а в 2011-м – «Хороводы» и «Литовскую сагу». Среди «редкостей» репертуара оркестра – «Российские фотографии» для струнных.
Миссию продвижения симфонического наследия Щедрина Валерий Гергиев ведет и на международном уровне: в 2009 году Лондонский симфонический оркестр под его управлением впервые исполнил «Литовскую сагу», а в 2015-м «Озорные частушки» открыли концерт оркестра Мариинского театра в Карнеги-холле – через полвека после того, как эта музыка впервые прозвучала на прославленной американской сцене.
26 февраля 2019 года в Концертном зале Мариинского театра состоялась мировая премьера «Мессы поминовения» для хора a cappella. В качестве текста композитор взял фразы, высеченные на надгробии Н. В. Гоголя: «Горьким словом моим посмеюся», заимствованную из церковно-славянской Библии, из книги пророка Иеремии (глава 20, стих 8), и «Ей, гряди, Господи Иисусе!» из Откровения апостола Иоанна Богослова (глава 22, стих 20). Оставляя слушателю возможность самостоятельно проникнуть в творческий замысел, Щедрин отметил, что «нацелить» его воображение может название произведения. Для композитора отправной точкой становится гипотеза, возводящая слово «месса» к латинскому missio – «послание». А слово «поминовение» он в первую очередь адресует супруге, великой балерине, памяти которой посвящена партитура: «Майе Плисецкой – Вечная память».
Также в этот вечер прозвучала редко исполняемая «Поэтория» – грандиозный концерт-оратория для чтеца, хора и оркестра на стихи Андрея Вознесенского.
Екатерина Сергеева (меццо-сопрано), Евгений Миронов (чтец) и Родион Щедрин после исполнения «Поэтории». 26 февраля 2019 года.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной
Еще одна мировая премьера состоялась 24 ноября 2020 года. Концерт для чтеца, ансамбля и струнного оркестра «Приключения обезьяны» по рассказу Михаила Зощенко также посвящен Майе Михайловне, любившей это сатирическую новеллу. В роли рассказчика выступила актриса БДТ им. Товстоногова Полина Маликова (Толстун).
Полина Толстун, Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра знакомят слушателей с «Приключениями обезьяны». 24 ноября 2020 года.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной
Для такого композитора, как Щедрин, с его умением создать емкий музыкальный характер, ухватить жест, передать индивидуальную интонацию, «Приключения обезьяны» – настоящий кладезь идей. Звуковые эффекты изобилуют уже в самом тексте: «громадный оглушительный треск» бомбы, «шум, гам, переполох» в магазине, крики людей, милицейский свисток, лай собаки, визг кассирши. Чрезвычайно разнообразна пластика героев: ловкие прыжки обезьянки и походка «старого пня» Гаврилыча, резвый бег мальчишек и неторопливые движения бабушки. Присутствие сквозного персонажа – неугомонной мартышки – дало возможность создать форму наподобие рондо, с возвращающимся «рефреном» и серией «эпизодов». Герои рассказа столь же колоритны и разнообразны, как оркестровые инструменты, и прямо «напрашиваются» на лейтмотивы. «Музыкальное прочтение» яркого и динамичного рассказа Зощенко подарило слушателям множество интересных и остроумных находок.
Сегодня в Мариинском театре звучат почти все сценические и концертные сочинения композитора – его музыка существует в живой исполнительской традиции. Владимир Хавров
Валерий Гергиев и Родион Щедрин после очередной премьеры в Концертном зале.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной
«Я могу гордиться тем, что в репертуаре Мариинского театра десятки произведений живого классика, нашего современника» (Валерий Гергиев)