ШОСТАКОВИЧ В МАРИИНСКОМ
К 111-летию cо дня рождения композитора

Москва, Черёмушки. 2006

23.06.2006 (1 спектакль)
на сцене Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии
Дирижер – Валерий Гергиев
Режиссер и художник-постановщик – Василий Бархатов
Режиссер видеодекораций – Кирилл Камионский
Художник по свету – Александр Сиваев

Полусценическая версия
Премьера 26.02.2015
Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Дирижер – Павел Петренко
Режиссер – Александр Маскалин

Финальная сцена спектакля 
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

«Москва, Черёмушки» (1958) – единственное завершенное сценическое произведение Шостаковича после разгромленных в 1930-е оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и балета «Светлый ручей». Написанные в неожиданном для Шостаковича жанре оперетты и посвященные злободневной теме расселения коммуналок, «Черёмушки» после успешной премьеры в Московской оперетте разошлись по театрам Советского Союза, а в 1962-м также обрели существование в виде фильма (режиссер Герберт Раппапорт).

Сцена из спектакля 
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Как и многие произведения подобного рода, оперетта утратила актуальность, когда запечатленный в ней дух эпохи оттепели сошел на нет, и в 1990-е совершенно исчезла со сцены. Но зато зазвучала в Европе и Америке, где слушателей не отталкивал советский сюжет. Популярности «Черёмушек» за рубежом способствовала облегченная оркестровая редакция (1993–1994), созданная учеником Шостаковича Джерардом Макбёрни (род. 1954).
Именно эту версию исполнил в феврале 2006 года Театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, первым в России возвратившийся к оперетте после долгого перерыва. Оригинальная версия, написанная для большого симфонического оркестра, прозвучала несколькими месяцами позже в исполнении труппы и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Сцена из спектакля 
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Премьера состоялась в рамках празднования 100-летнего юбилея Шостаковича и прошла на сцене Театра музыкальной комедии. Постановка стала дебютом 22-летнего режиссера Василия Бархатова в Мариинском театре и началом его стремительной театральной карьеры. Впоследствии он поставил в Мариинском восемь спектаклей, четыре из которых были номинированы на «Золотую маску».

Борис Корецкий – Алексей Сафиулин, Вава – Елена Соммер 
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

В «Черёмушках» Бархатов выступил и как режиссер, и как художник-постановщик. Созданный скромными средствами спектакль едва ли можно назвать полусценическим (каким он задумывался изначально). Основой сценографии стала видеопроекция с отрывками из советских фильмов и документальной съемкой. Космос, одна из ключевых тем 1960-х, заявляет о себе в начале кадрами с Белкой и Стрелкой, затем действие и вовсе перемещается на Луну, на которой героям выделяют участки.

Сцена из спектакля 
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Музыкальному пастиччо, в котором отголоски русских и европейских опер смешались с советскими песнями (в их числе оказалась и блатная «Цыпленок жареный»), сопутствует веселый кавардак на сцене. Выход домоуправляющего сопровождают стрельцы с бердышами, поющий испанистые серенады альфонс щеголяет роскошным хвостом, в третьем действии участвует пародийный балет, а завершает спектакль появление растерянного астронавта с американским флагом.

Управхоз Барабашкин – Александр Герасимов, Дребеднёв – Павел Шмулевич
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

«На благодатном материале – вальсы-вальсочки, лирические и задорные арии, оживленные диалоги, любовные объяснения, супружеские скандалы – Бархатов выстроил легкое, динамичное и непредсказуемое представление. Ни следа натужности и вымученного веселья, ни намека на претенциозность или пошлость»1.

Управхоз Барабашкин – Александр Герасимов, Вава – Елена Соммер, Дребеднёв – Павел Шмулевич 
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Спектакль Бархатова прошел один раз, а затем в том же 2006 году был показан на гастролях в Лондоне вместе с «Катериной Измайловой» и «Золотым веком». Девять лет спустя оперетта вернулась на сцену театра в концертной версии с минимальной сценической атрибутикой – ее исполняют солисты Академии молодых оперных певцов в абонементе, посвященном Шостаковичу. Сценическим действием занимался Александр Маскалин, в спектакле 2006 года принимавший участие как ассистент режиссера.
Анастасия Спиридонова

Бубенцов – Денис Беганский, Маша – Анна Бархатова, Борис Корецкий – Ярослав Петряник, Лидочка – Маргарита Иванова, Глушков – Дмитрий Колеушко, Бабуров – Роман Люлькин. 2015 год
© Мариинский театр / Фото Валентина Барановского

Александр Герасимов (Барабашкин) и ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов. 2015 год 
© Мариинский театр / Фото Валентина Барановского

1 Садых-заде Г. Даешь свободную Луну! // Петербургский театральный журнал № 3 (45). 2006. URL: http://ptj.spb.ru/archive/45/music-theatre-45/daesh-svobodnuyu-lunu/ 

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.