26.10.1930–15.05.1931
19 спектаклей
Дирижер – Александр Гаук
Постановщики – Эммануил Каплан, Василий Вайнонен
Хореографы – Василий Вайнонен, Владимир Чеснаков, Леонид Якобсон
Художник – Валентина Ходасевич
Афиша премьерных показов спектакля
© Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Время создания первого балета Шостаковича отнюдь не было золотым веком для балетного искусства. «Засилью уже обветшалого классического репертуара»1 был объявлен бой. Стараясь идти в ногу со временем, Ленинградский академический государственный театр оперы и балета взял курс на создание принципиально нового репертуара. Театр не миновала охватившая страну эйфория строительства коммунизма со всеобщим равенством, свободой высказывания и совместным построением новой жизни: советы стали управлять не только государственной, но и сценической жизнью. На заседаниях художественно-политического совета театра всерьез обсуждалась необходимость не отстать от фабрик и заводов в выполнении промфинплана, далекие от балета представители комитетов по охране труда высказывали свои предложения по редактированию хореографии новых спектаклей, представители введенных внутрицеховых структурных подразделений с а-ля военным названием бригады рассуждали об обязанностях руководителей и правах подчиненных. Весь этот сумбур вокруг музыки зафиксировали сохранившиеся протоколы заседаний, и они живо воссоздают атмосферу, в которой рождалось сценическое воплощение ранней балетной партитуры Шостаковича.
Дмитрий Шостакович и Александр Гаук. 1930 год
© Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Музыку композитор писал по либретто, победившему в конкурсе на сценарий нового советского балета, который бы давал «материал для пантомимно-хореографического эксперимента»2. Это был придуманный оперным режиссером Александром Ивановским политический памфлет о приключениях советской футбольной команды во время поездки в капиталистическую страну. «Золотым веком» по сюжету именовалась индустриальная выставка, которую посещала делегация из Страны Советов.
Сцена из спектакля. 1930 год
© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Непривычной для балетной сцены была история о современниках, в которой буржуазная Дива соблазняла советского спортсмена, Комсомолка вступалась за притесняемого Негра, коварный Фашист переодевался в советскую форму, честному футболисту подсовывали в карман фальшивки, а фашисты, приняв за бомбу мяч в руках советских спортсменов, бросались на пол. Но она давала возможность для создания зрелищного и ироничного спектакля.
Ольга Иордан (Дива), Ростислав Славянинов и Леонид Лавровский (Фашисты). 1930 год
© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Слева: Дива – Елена Люком, Фашист – Борис Шавров. 1930 год
© Мариинский театр
Справа: сцена «Бокс ради рекламы», первая картина первого действия. 1930 год
© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Создавать «экспериментальным путем приемы, знаменующие поиски нового хореографического стиля, близкого советской действительности»3 призвали молодых балетмейстеров. Руководство неопытными, не ставившими еще на тот момент больших спектаклей хореографами Вайноненом, Якобсоном и Чеснаковым поручили оперному режиссеру Эммануилу Каплану (практика приглашения режиссера для работы над балетным спектаклем в дальнейшем закрепилась в театре, а в «Золотом веке» ее применили впервые).
Семен Каплан, Леонид Якобсон, Галина Уланова, Ольга Мунгалова, Константин Сергеев, Петр Кавокин на репетиции. 1930 год
© Мариинский театр
В высоких, порой акробатических поддержках, придуманных экспериментаторами, смело взлетали как молодые, так и опытные артисты. И хотя рискованность отдельных элементов вызывала опасения специалистов по охране труда, такое представление советского человека отвечало замыслу Шостаковича: «Советские танцы я считал необходимым насытить элементами здоровой физкультуры и спорта. Иначе я не мыслю себе развитие советского танца»4.
Слева: Наталия Дудинская и Владимир Фидлер. 1930 год
© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Справа: Дива – Ольга Иордан, Фашист – Леонид Лавровский. 1930 год
© Мариинский театр
Слева: танец Западной комсомолки (Ольга Мунгалова) и четырех советских футболистов. 1930 год
© Мариинский театр
Справа: Леонид Якобсон (в центре) с исполнителями танца Западной комсомолки и четырех советских футболистов – Константином Сергеевым, Галиной Улановой, Петром Кавокиным, Вахтангом Чабукиани, Семеном Капланом. 1930 год
© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
В спектакле были активно задействованы дети, и во многом из-за их права на летние каникулы премьера, первоначально намеченная на 28 июня, была отложена на осень. Пионерский танец в постановке Якобсона особенно запомнился Шостаковичу, хотя в процессе репетиций композитор сильно критиковал номер и требовал его переделок: «Ученики знаменитого ЛХУ, участвовавшие в этом балете, изображали игру, в которой один из них одевался в капиталистика во фраке и цилиндре и вдруг растворялся в общей массе, так как с него неожиданно и незаметно был сорван костюм, под которым скрывался пионер. Хохот зрительного зала был наградой этой интересной выдумке»5. Овациями обычно встречала публика придуманный Якобсоном прием «лупа времени», когда после динамичного танца представителей разных видов спорта вся масса исполнителей вдруг останавливалась и плыла медленно – рапидом.
Воспитанники Ленинградского хореографического училища в пионерском танце. 1930 год
© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Леонид Якобсон с воспитанниками Ленинградского хореографического училища. 1930 год
© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Живо реагировали зрители и на музыку: дирижер Гаук вспоминал, что оркестровый антракт «Таити-трот» часто бисировался6.
Задачи поиска новой выразительности ставила перед собой и художник спектакля Валентина Ходасевич: «Самый сюжет обязывает порвать с традиционными приемами оформления старых балетов (живописные изобразительные декорации и т. д.) Максимальное вовлечение декоративного оформления в действие. Развлекательность. Быстрая смена впечатлений. Характеристика места действия и драматургических положений посредством бутафории и костюмов, обыгрываемых актером»7.
Валентина Ходасевич. 1920-1930-е годы
© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Валентина Ходасевич. Эскизы женского костюма и костюма Секретаря. 1930 год
© Мариинский театр
Опытная по части оформления драмы на сцене Ходасевич в балете одевала персонажей, вслушиваясь в музыку. Задуманный Шостаковичем «характер нездоровой эротики»8 буржуазных западных танцев находил отражение в остроумных и удобных для танца костюмах.
Слева: Валентина Ходасевич. Эскиз костюма Дивы. 1930 год
© Мариинский театр
Справа: Дива – Ольга Иордан. 1930 год
© Мариинский театр
Премьера прошла с шумным успехом у зрителя, хотя накануне на обсуждении генеральной репетиции новинку называли «несоветским балетом», отдельные танцы «жалкими и убогими», работу постановщиков – «плохой». Зрители же оказались солидарны со спикером, заявившим, что «старый балет в значительной мере постановкой «Золотого века» положен на обе лопатки»9. И в ноябре спектакль даже показали на торжественном заседании Ленинградского совета.
Но уже в 1931 году “Золотой век” исчез из афиш Ленинградского театра оперы и балета. Сыграл ли роковую роль неуспех «Болта» или начавшаяся в стране борьба с «классовыми врагами» и формализмом, но золотой век первого и последующих балетов Шостаковича заканчивался, едва начавшись.
Ольга Макарова
1 «Золотой век». Балет в 3 действиях. Серия «В помощь зрителю». Л.: Гос. издательство художественной литературы. 1931. С. 4.
2 Условия конкурса на либретто советского балета // Жизнь искусства. 1929. 6 января. С. 2.
3 «Золотой век». Балет в 3 действиях. Серия «В помощь зрителю». Л.: Гос. издательство художественной литературы. 1931. С. 4.
4 Там же.
5 Шостакович Д. Воспоминание о Якобсоне. Статья, машинопись // ЦГАЛИ. Ф. 87. Оп. 1. Ед. хр. 271. Л. 1.
6 Гаук А.В. Д.Д. Шостакович // Александр Васильевич Гаук: Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников. М., 1975. С. 125.
7 «Золотой век». Балет в 3 действиях. Серия «В помощь зрителю». Л.: Гос. издательство художественной литературы. 1931. С. 8.
8 Там же. С. 4.
9 Протоколы заседаний Художественно-политического совета балета. 15 февраля 1930 – 16 марта 1931 // ЦГАЛИ. Ф.337. Оп. 1. Ед. хр. 71. Л. 22.