Премьера 11.11.2016 (концертное исполнение)
После разгрома «Леди Макбет Мценского уезда» Шостакович не написал ни одной новой оперы. Последующие его опыты остались незавершенными («Игроки») или остановились на стадии замыслов и набросков («Тихий Дон», «Черный монах»). Возможность работать в музыкальном театре Шостакович находил в общении с чужими оперными партитурами.
В начале 1937 года Шостакович начал преподавать на композиторском факультете Ленинградской консерватории. Здесь в его класс сразу были зачислены Георгий Свиридов и Орест Евлахов, а осенью того же года в консерватории появился новый студент – Вениамин Флейшман. В тихом, даже замкнутом юноше родом из маленького городка Бежецка, что близ Твери, заметили талант: «Есть композиторские данные – возможно принять на первый курс»1, – под этой резолюцией стояла и подпись Шостаковича.
В консерватории Флейшман начал сочинять оперу «Скрипка Ротшильда» по рассказу Чехова. Она осталась единственным сохранившимся его произведением. (Известно, что до того он написал несколько прелюдий и романсы на стихи Гёте и Лермонтова – их ноты, по-видимому, утрачены). Возможно, сюжет оперы подсказал ему сам Шостакович, очень любивший чеховскую прозу. Флейшман писал долго и трудно, на каждое занятие принося лишь несколько новых тактов, но Шостакович высоко ценил талант своего ученика и добился того, чтобы в качестве исключения ему в консерватории было разрешено работать над этой оперой в качестве единственного задания.
На снимке 15 октября 1938 года фоторепортер ТАСС Роман Мазелев запечатлел студентов и преподавателей композиторского и режиссерского классов Ленинградской консерватории, среди которых был и Флейшман. В духе времени студенты взяли на себя обязательство к 20-летию ВЛКСМ создать музыку и либретто оперных отрывков по рассказам Антона Чехова и Максима Горького.
Собрание студентов классов Дмитрия Шостаковича и Эммануила Каплана.
Сидят: Татьяна Френкель, Эммануил Каплан, Дмитрий Шостакович, Елена Бронфин, Вениамин Флейшман, Юрий (Георгий) Свиридов, Игорь Болдырев, Татьяна Биншток, Юрий Левитин
Стоят: Роман Тихомиров, Николай Коган, Антонина Лебедева, Н. Поляк, Орест Евлахов, Нина Самосуд
© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
К окончанию консерватории Флейшман завершил оперу в клавирном варианте и начал ее оркестровать. Занятия прервал 1941 год, композитор ушёл в ополчение и погиб в первые месяцы войны. Рукопись оперы осталась в Ленинградском союзе композиторов. Эвакуированный в Куйбышев Шостакович, ещё не зная о судьбе Флейшмана, писал Оресту Евлахову: «Если „Скрипка Ротшильда“ находится в Ленинградском союзе композиторов, то, пожалуйста, присматривайте за ней, а ещё лучше – снимите с неё копию и, если будет оказия в Куйбышев, перешлите мне. Я очень люблю это сочинение и беспокоюсь за него; как бы оно не пропало»2. Рукопись удалось отправить Шостаковичу, перед которым стояла теперь непростая задача: довести оперу до завершения и дать ей жизнь. Несмотря на тяжелые условия, для Шостаковича это было время напряженной работы: он только что закончил Седьмую симфонию и обдумывал замысел Восьмой, а также писал оперу «Игроки» и Фортепианное трио. Работа над «Скрипкой Ротшильда» была окончена уже по возвращении из эвакуации, в Москве, в феврале 1944 года. В рукописи партитуры Шостакович подробно указал, какая часть музыки сочинена Флейшманом, а какая – им самим.
В общении с рукописями Флейшмана Шостакович впервые соприкоснулся с материалом, уходящим корнями в музицирование еврейских исполнителей-клезмеров. Еврейская тема и соответствующие интонации, которыми пронизана опера, с этого времени надолго вошли в композиторский арсенал Шостаковича – вскоре из-под его пера выйдут Фортепианное трио, вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», Первый скрипичный концерт.
Однако именно еврейский сюжет надолго преградил «Скрипке Ротшильда» путь на сцену. В эпоху государственного антисемитизма исполнить ее вряд ли было возможно; собственные опусы Шостаковича на еврейские темы тоже лежали в столе композитора до середины 1950-х годов. Путь оперы Флейшмана был еще сложнее: лишь в 1960 году она впервые прозвучала в концертном исполнении, два года спустя – на радио, а сцену увидела только в 1968-м и тут же вновь получила клеймо «сионистской». В 1982 году первую запись «Скрипки Ротшильда» осуществил Геннадий Рождественский, однако ни на одной из крупных сцен России она с тех пор не ставилась. За рубежом интерес к партитуре Флейшмана – Шостаковича был более активным: оперу исполняли (обычно в полусценической версии) в Нью-Йорке (1990), Лондоне (1997 и 2007), Берлине (2003). Популярности сюжета способствовал франко-финляндско-венгерско-швейцарский фильм 1996 года, посвященный истории создания оперы. Фильм, однако, остался почти не замеченным в России, несмотря на то, что роль Шостаковича сыграл Сергей Маковецкий, а на записи – вновь под управлением Рождественского – главную вокальную партию блестяще исполнил Сергей Лейферкус.
В Мариинском театре «Скрипка Ротшильда» впервые прозвучала в концертном исполнении в ноябре 2016 года в исполнении солистов Академии молодых певцов. Дирижировал Карен Дургарян.
В сезоне 2017-2018 опера вошла в абонемент «Шостакович». В один вечер с ней исполняется вокальный цикл Шостаковича «Из еврейской народной поэзии».
Дмитрий Воропаев, Михаил Синькевич, Анастасия Калагина и Екатерина Сергеева после исполнения вокального цикла Шостаковича «Из еврейской народной поэзии». 25 сентября 2017 года
© Мариинский театр / Фото Валентина Барановского
Денис Беганский – главный герой оперы «Скрипка Ротшильда», скрипач и гробовщик Бронза
© Мариинский театр / Фото Валентина Барановского
Регина Рустамова (Марфа), Денис Беганский (Бронза), Савва Хастаев (Ротшильд), Дмитрий Колеушко (Шахкес) после концертного исполнения оперы «Скрипка Ротшильда». Оркестром Мариинского театра дирижировал Михаил Синькевич. 25 сентября 2017 года
© Мариинский театр / Фото Валентина Барановского
При подготовке текста использован материал статьи:
Силина, Е. А. Вениамин Флейшман, ученик Шостаковича / Елена Силина // Шостакович: Между мгновением и вечностью. Документы. Материалы. Статьи. СПб.: Композитор, 2000. С. 346–408
1 Цит. по: Силина, Е. А. Вениамин Флейшман, ученик Шостаковича // Шостакович: Между мгновением и вечностью. Документы. Материалы. Статьи. СПб.: Композитор, 2000. С. 361.
2 Цит. по: Силина, Е. А. Вениамин Флейшман, ученик Шостаковича // Шостакович: Между мгновением и вечностью. Документы. Материалы. Статьи. СПб.: Композитор, 2000. С. 383.