15.12.1982–19.12.1982 (2 спектакля)
Дирижер – Евгений Колобов
Хореограф – Дмитрий Брянцев
Художник – Михаил Шишлянников
Художник по костюмам – Галина Соловьева
Балет Дмитрия Брянцева на музыку из балетов «Болт», «Золотой век», кинофильмов «Год как жизнь» и «Новый Вавилон», Концерта для фортепиано с оркестром № 1 и Второй балетной сюиты Шостаковича прошел на сцене Кировского театра в декабре 1982 года всего два раза, и каждый раз с новым названием: на премьерной афише значилось «Страница прошлого», на втором показе использовали изначально бывшее запасным название «Три товарища». Хореограф Дмитрий Брянцев к тому времени уже выпустил в Кировском театре успешного «Конька-Горбунка», «Гусарскую балладу», после премьеры в Ленинграде перенесенную в Большой театр, и «Хореографические новеллы». Ему, штатному второму балетмейстеру театра, к 60-летию образования СССР был заказан одноактный балет на музыку Шостаковича, который мог бы идти в один вечер с «Ленинградской симфонией» Бельского, соотносясь с ней тематически и представляя как бы предысторию показанных в ней событий.
© Мариинский театр
Брянцев сам придумал сюжет: «Три друга – Солдат, Матрос и Рабочий – возвращались после Гражданской войны в Петроград, и мы видели, как складывалась их жизнь, как они себя вели, как воспринимали окружающую их обстановку, как постоянно приходили на помощь друг другу, как влюблялись… Это балет прежде всего о дружбе, даже не о любви. Мы рассказывали здесь как бы историю отцов и матерей тех юношей и девушек, которые вышли на набережные Невы белой июньской ночью 1941 года в „Ленинградской симфонии“ Бельского. Мы рассказывали о людях 20-х годов, о том, как искренно они верили в свои идеалы, как строили новую жизнь, как они были молоды, влюблены, счастливы»1.
На репетиции (слева направо): Дмитрий Брянцев, Валентин Крейсман, Николай Ковмир, Игорь Петров, Юрий Фатеев, Игорь Беляев
© Мариинский театр / Фото Юлии Ларионовой
Чтобы оправдать фрагментарность подобранного музыкального материала, Дмитрий Брянцев нашел режиссерский ход: спектакль был решен как череда оживающих старых фотографий. Показав в первой сцене сражающихся красноармейцев, в последующих оживших фотографиях хореограф представлял каждого из трех героев крупным планом на фоне жителей петербургской окраины. На бульваре друзья защищали от бандитов Девушку, и перебранка с бандой сменялась лирическим дуэтом обретения доверия и любви между Девушкой и Солдатом. В ресторане, вступаясь за местную красотку перед Главарем бандитов, находил подругу Матрос. В третьем эпизоде, развивая поставленную Брянцевым еще в 1977 году для спектакля «Хореографические новеллы» комедийную миниатюру «Старая фотография», на заводской проходной в ритме кадрили отплясывали Рабочий и его избранница. А заканчивался балет общей свадебной фотографией трех пар, и хореограф «растворял» своих героев в безликости наступившей эпохи строительства коммунизма. Колорит времени, разноголосицу новой жизни начала 1920-х годов постановщик показывал через соседство в хореографическом тексте элементов «буржуйского» танго и фокстротов с бесшабашными народными плясками рабочих и матросов.
Программка премьерного показа спектакля
© Мариинский театр
Однако новому жанровому балету не суждена была долгая сценическая жизнь. На имя директора театра пришло письмо от вдовы композитора, Ирины Шостакович, удивленной, что разрешение на использование музыки для постановки балета у нее попросили за три дня до премьеры, и расстроенной, что в то время как три оригинальные балетные партитуры Шостаковича дожидаются своего воплощения, театр показывает спектакль на музыку, скомпилированную из его разных произведений. Ни оправдательные письма директора и завлита театра, ни заверения, что «новый балет имел успех», ни поездка Дмитрия Брянцева в Москву для личной встречи с Ириной Антоновной не помогли уладить конфликт: балет был снят с репертуара. А миниатюра «Старая фотография», из которой вырос спектакль «Страница прошлого» («Три товарища»), иногда исполняется в концертах и сегодня.
Анастасия Асабен и Иван Ситников в миниатюре «Старая фотография». 2013 год
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной
1 Белова Е. П. Хореографические фантазии Дмитрия Брянцева. М., 1997. С. 212.