Петрушка – Андриан Фадеев, Балерина – Жанна Аюпова, Арап – Ислом Баймурадов. Премьера. 8 мая 2000 года.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной
Фокинский «Петрушка» родился в 1911 году в Русском балете Дягилева, прославился на многих сценах мира, а до Петрограда добрался только в 1920-м. В бывшем Мариинском театре его поставил Леонид Леонтьев, который танцевал в дягилевской труппе и помнил спектакль. Его версию в 2000 году вернул на сцену Сергей Вихарев.
«Петроградская версия дожила до наших дней, – рассказывал Вихарев. – Спектакль шел в 1960-х годах в МАЛЕГОТе (ныне Михайловский театр. – Ред.), его там восстанавливали и люди, которые участвовали в парижской премьере, и те, кто был занят в петроградской премьере 1920 года, и в восстановлении 1933 года. То есть сохранилась поколенческая наследственность. Если одно из поколений выпадает, тогда возобновление превращается в новую хореографическую редакцию. Здесь же ни одно звено в цепи не пропало»i.
Сергей Вихарев на репетиции «Петрушки». 2000
© Фото Наташи Разиной. Из личного архива Сергея Вихарева
О главном персонаже постановки Вихарев говорил: «Это не в трико, не в колете и не с короной на башке. “Петрушка” – несколько гротескное представление о балете. Это первый балет, в котором некрасивость фактически возведена в абсолют. Поэтому многие премьеры и балерины, может, хотят блеснуть, чтобы в биографии было красиво написано, что танцевал в “Петрушке”, хореография Фокина. Но на самом деле не держатся за эту партию так, как за Золотого раба в “Шехеразаде” или Жар-птицу. Там пачка, шаровары, серьги в ушах – красота!.. А Петрушка – это наше обнажение: отражение нашей угловатости, русской жизни и русского человека. Гораздо приятнее почувствовать себя немецкой лебедью. А еще лучше индусской баядеркой. Или венгерской графиней Раймондой»ii.
Балерина – Ирина Желонкина, Арап – Дмитрий Корнеев. 2000.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной
О степени свободы, которую он давал артистам, Вихарев рассуждал так: «Это такой тип искусства, спектакль так создавался: каждый привносил что-то свое, но все было объединено в едином стиле общей концепцией. Это в чистой классике нужна пятая позиция, и вот умри, но сделай. А здесь, если сравнивать с музыкой, иногда я – просто ноты, а иногда – репетитор, хореограф, который добивается абсолютно точного решения. И в этой ситуации надо доверять артисту, и я всегда доверяю тем, которого выбираю, до последнего»iii.
Сергей Вихарев с участниками премьеры 8 мая 2000 года.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной
i «Сергей Вихарев: «Петрушка — это наше обнажение». [Интервью:] Анна Галайда // Большой театр. 2010. № 6.
ii Там же.
iii Там же.