Здание Концертного зала исторически связано с Мариинским театром. В 1900 году по проекту Виктора Шретера на этом месте был построен Декорационный магазин и зал дирекции Императорских театров, перешедший в ведение Мариинского театра в 1917 году. Более ста лет в Декорационном зале создавались уникальные декорации к спектаклям, многие из которых до сих пор сохраняются в репертуаре театра. В сентябре 2003 года в здании Декорационных мастерских вспыхнул пожар, который уничтожил практически все хранившиеся там костюмы и декорации и повредил здание настолько, что, казалось, его невозможно восстановить.
В этой ситуации маэстро Гергиевым было принято решение построить на месте старого здания мастерских новый Концертный зал, полностью сохранив чудом уцелевший в огне исторический фасад. Вместе с этим с противоположной стороны, которая выходит на ул. Декабристов, сооружен новый фасад, являющийся своеобразным олицетворением архитектуры нового ХХI века. По замыслу Ксавье Фабра – автора проекта нового Концертного зала, его архитектурные особенности должны были органично сочетать элементы «века нынешнего и века минувшего».
29 ноября 2006 года в присутствии Президента Владимира Путина, министра экономического развития Германа Грефа, министра финансов Алексея Кудрина, мэра Москвы Юрия Лужкова и губернатора Петербурга Валентины Матвиенко состоялась презентация нового Концертного зала Мариинского театра.
Открытие Концертного зала стало еще одной знаменательной датой в истории российского театра. Это единственный в России театрально-концертный комплекс высочайшего уровня, построенный в соответствии с современными достижениями строительной науки и изначально предназначенный для проведения концертных программ. В отношении технологий и акустических качеств, и в этом заслуга г-на Тойоты, новый зал сравним с лучшими концертными площадками мира, такими как концертный зал в Люцерне, Саппоро и Бирмингеме, Берлинская филармония, Гевандхаус в Лейпциге или Дисней Холл в Лос Анджелесе. В новом зале предусмотрена возможность желаемой трансформации сцены, в зависимости от программы каждого данного вечера. Так, управляемость отдельными блоками планшета сцены дает возможность вариативного расположения оркестровых групп или формирование оркестровой ямы. Зал также может использоваться и для сценических представлений оперных произведений, и для балетных постановок.
На вечере по случаю открытия Концертного зала выступили как ведущие солисты Мариинского театра, так и знаменитые инструменталисты – скрипачи Вадим Репин, Максим Венгеров, пианист Ланг Ланг.
Событие это было бы невозможно, если бы не огромная поддержка, оказанная многими частными лицами и компаниями, которые поверили в этот проект и приложили серьезные усилия для его осуществления.
В апреле 2007 года Концертный зал открыл свои двери широкой публике. К этому событию Валерием Гергиевым было приурочено открытие цикла «Симфонии Малера» в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра. Полностью этот цикл прозвучал в рамках XV Международного фестиваля искусств «Звезды белых ночей» и был посвящен столетию памятных концертов великого австрийского композитора и дирижера в Петербурге.
С лета 2007 года Концертный зал стал, наряду со сценой Мариинского театра, важнейшей площадкой фестиваля «Звезды белых ночей», а также таких фестивалей театра, как «Новые горизонты», «Масленица», «Брасс-вечера в Мариинском».
Концертный зал уже предоставил петербуржцам уникальную возможность услышать лучшие зарубежные симфонические коллективы: Лондонский, Бамбергский, Мюнхенский и Сеульский филармонические оркестры, Октет берлинского филармонического оркестра, солистов Венского филармонического оркестра, – а также известных инструменталистов, дирижеров и солистов оперы, среди которых скрипачи Вадим Репин и Николай Цнайдер, пианисты Александр Торадзе, Денис Мацуев, Борис Березовский и Петр Андершевский, дирижер и композитор Эса-Пекка Салонен, дирижеры Кристиан Тилеманн, Пааво Ярви и Риккардо Мути, певицы Анна Нетребко и Виолета Урмана, Лариса Дядькова и Вальтрауд Майер, певцы Сергей Лейферкус и Томас Хэмпсон, Рене Папе, Уиллард Уайт и Ферруччо Фурланетто и многие другие всемирно известные исполнители.
Здесь же, в Концертном зале Мариинского театра, впервые в России прозвучала опера для концертной сцены Родиона Щедрина «Очарованный странник» и состоялась первая сценическая постановка этой оперы.
Весной 2009 года началась реконструкция комплекса зданий, примыкающих к Концертному залу Мариинского театра, в котором после реконструкции будут размещены ресторан, кафе, музыкальный магазин и репетиционные помещения.
Летом 2009 года в Концертном зале был установлен орган работы французской фирмы «Альфред Керн и сын» (Страсбург), основанной в 1953 году отцом Даниэля Керна Альфредом Керном при непосредственной поддержке и участии лауреата Нобелевской премии мира доктора Альберта Швейцера. Уникальная особенность мастеров фирмы «Альфред Керн и сын» – в сочетании опыта и традиций немецкого и французского органостроения, уходящих в глубину веков. Орган в Концертном зале – первый за столетие французский инструмент в России, который отличается от органов немецких мастеров и конструктивными особенностями, и характером звучания, что позволяет полноценно исполнять в России не только немецкую, но и французскую органную музыку. Инаугурация органа состоялась 1 октября 2009 года. (Диспозиция oргана)
Выставки в Концертном зале
Фойе Концертного зала постоянно функционирует как выставочное пространство. Регулярно обновляющаяся художественная экспозиция позволяет слушателям концертов дополнить свои музыкальные впечатления живописными, познакомившись с интересными работами различных жанров и стилей. Здесь можно увидеть как творения признанных мастеров, так и детские рисунки, ставшие непосредственным откликом на оперные и балетные спектакли самых маленьких посетителей Концертного зала – участников Академии юных театралов.
Концертный зал в мировой прессе:
«Концертный зал Мариинского театра представляет собой органический сплав истории и современности. Он обладает превосходной акустикой, обеспеченной японцем Ясухисой Тойотой, и способен принять более 1000 зрителей, в том числе студенчество, для которых предусмотрены специальные места». (Il Giornale)
«Это акустическая сенсация!» (Dagens Nyheter)
«Зрительские места расположены сложным сочетанием уступов и балконов вокруг оркестра. Обтекаемые формы направляют звук, преломляя его. Акустика обеспечивает кантиленность звука, четкость духовых инструментов, звучание которых, не исчезая, растворяется в пространстве, открывающем с любой точки прекрасную видимость. Тесное сотрудничество Ясухисы Тойоты с архитектором дало удивительный результат, полный света и тепла». (Le Figaro)
«Замысловатый красный кирпичный фасад оригинального здания Концертного зала прекрасно восстановлен. Французский архитектор Ксавье Фабр проделал замечательную работу по соединению старого и нового. Акустикой зала занимался знаменитый Ясухиса Тойота, более всего известный своим залом в Лос-Анджелесе, получившим всеобщее признание. Интерьер нового зала сделан в основном из дерева. Ряды зрительских кресел расположены по всему периметру зала, но нет привычных балконов. Как заявил сам Гергиев, он хотел, чтобы зал был интимнее и, в то же время, чтобы в нем можно было исполнять Малера и Шостаковича. Тойота превосходно справился с поставленной задачей: баланс звучания изумляет!» (The New York Times)
«Концертный зал оживает от легкого движения звуковых волн, которые отражаются от потолка и стен. Кажется, что и сам зал уже превратился в инструмент – скрипку Страдивари». (Süddeutsche Zeitung)