В Зале Стравинского каждое воскресенье за час до начала спектакля Виктор Высоцкий, композитор, пианист, музыковед, режиссер, обращается к публике с вступительным словом, своеобразным предисловием к оперному или балетному спектаклю, который дается в этот день. Гости могут свободно приходить и уходить, не особенно опасаясь помешать выступающему и слушающим. Автор старается направить внимание слушателей на наиболее важные слагаемые того спектакля, который им предстоит увидеть. Таких слагаемых, будь то опера или балет, у спектакля несколько.
Во-первых, это всегда сюжет и либретто. Экскурс в их историю может приоткрыть завесу над творческой «кухней» композитора, показать, как происходит превращение литературного произведения в текст, который поют или танцуют.
Во-вторых, это – эпоха, в которую создано то или иное произведение. Обратившись к ней, мы можем увидеть, какие философские, социальные и даже личные мотивы могли оказаться существенными для создания сочинения, а для нас – ключевыми к его прочтению. В-третьих, это музыкальный язык произведения. Разговор о нем поможет в процессе слушания, ибо, зная некоторые его особенности, можно лучше воспринять непосредственно музыкальные смыслы спектакля, характеристики его действующих лиц, архитектонику, а также связи с прошлым и настоящим музыкальной культуры.
И наконец, в-четвертых, – это режиссерская интерпретация. Разговор о ней исключительно важен в наше время, поскольку постановщик 20-21 веков все больше стремится стать соавтором театрального произведения. Он хочет привнести в него свой жизненный и творческий опыт, свое мировоззрение.
Когда-то, когда в наш быт еще не вошла звукозапись, люди, собираясь в театр на новое для них произведение, имели обыкновение знакомиться с ним, проигрывая его по нотам. В одиночку или в четыре руки с кем-нибудь из друзей. Сегодня домашнее проигрывание опер по нотам относится к реликтовым формам повседневной культуры. Но автор воскресного предисловия считает, что «дедовский» метод общения с музыкой оперы и балета не следует отправлять в изгнание. Поэтому он предполагает для объяснения тех или иных фрагментов произведения открывать крышку благороднейшего инструмента – фортепиано. Возможно, иногда разговор потребует и более современных технических средств, и тогда рядом с фортепиано могут появиться экран и проектор.
Об авторе: Виктор Высоцкий – член Союза композиторов России, автор оперы «Лефортовская ведьма» (1991 г., театр «Зазеркалье»), преподаватель кафедры режиссуры музыкального театра Санкт-Петербургской консерватории, автор музыкальных проектов и документальных фильмов на телевидении, арт-директор международного фестиваля «Опера всем», режиссер-постановщик опер «Ричард Львиное сердце» А. Гретри, «Весталка» Г. Спонтини, «Демон» А. Рубинштейна, «Фауст» Ш. Гуно. В 2015 году поставил на сцене Концертного зала Мариинского театра оперу «Опричник» Чайковского. В прошлом сезоне провел в Мариинском-2 цикл лекций «Литературный герой в „кривом зеркале“ оперы».
Вход свободный для всех зрителей, пришедших на спектакль.