23 ноября 2024 | |
6 декабря 2024 |
Удивительная органика, когда танцует каждая клетка тела и каждый шаг наполнен чувством, осмысленное ощущение каждой секунды танца и протянутое до последнего музыкального мгновения каждое движение – такое исполнение сегодня большая редкость.
«Петербургский театральный журнал»
Александр Сергеев на полную мощь использовал широту и амплитуду, присущую его исполнительской манере. Скрупулезно следуя букве и духу якобсоновской хореографии, он максимально вскрыл возможности пластического текста роли. Родился замечательный в своей неоднозначности образ Шурале. В первом акте сибаритствовал вальяжный и самовлюбленный хозяин леса. Во втором шнырял ловкий и хитрый пакостник. Ну а в третьем неистовствовал отвергнутый и уязвленный влюбленный Леший.
«Балет ad libitum»
«Reverance» молодого европейца Дэвида Доусона… восходящая звезда Мариинки Александр Сергеев выполнил превосходно… Сергеев соединил в единое целое почти «лебединые» медленные руки, кинжальные арабески и похожие на удары хлыста стопы – нюансы элегии телесных ракурсов, сочиненной Доусоном под пронзительное скрипичное соло.
«Независимая газета»
• Лауреат премии общества «Театрал» за постановку балета «Двенадцать» (2023)
• Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «лучшая мужская роль в балетном спектакле» за роль Евгения в спектакле «Медный всадник» (2016)
• Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший актерский ансамбль» за работу в балете For Four, постановка Кристофера Уилдона (2007)
• Награжден нагрудным знаком Министерства культуры Республики Татарстан «За достижения в культуре» (2009)
Родился в Ленинграде.
Окончил Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой в 2004 году (класс профессора Геннадия Селюцкого).
В труппе Мариинского театра с 2004 года.
Солист с 2010 года.
Репертуар в Мариинском театре:
«Жизель» (граф Альберт, Ганс) – хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа;
«Лебединое озеро» (принц Зигфрид, испанский танец) – хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова;
«Спящая красавица» (Голубая птица, принц Шарман) – хореография Мариуса Петипа, реконструкция спектакля 1890 года, постановка Сергея Вихарева;
«Спящая красавица» (принц Дезире, Голубая птица) – хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева;
«Раймонда» (Абдерахман, Беранже, Бернар, Grand рas) – хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева;
Pas de deux из балета «Талисман» – хореография Мариуса Петипа;
«Дон Кихот» (Эспада) – хореография Александра Горского;
«Бабочка» – хореография Марии Тальони;
«Петрушка» (Петрушка) – хореография Михаила Фокина;
«Бахчисарайский фонтан» (Вацлав, юноши) – хореография Ростислава Захарова;
балеты Джорджа Баланчина «Аполлон» (Аполлон), «Серенада», «Симфония до мажор» (I. Allegro vivo), «Драгоценности» («Изумруды», «Бриллианты», «Рубины»), «Четыре темперамента» (Сангвиник), «Фортепианный концерт № 2» (Ballet Imperial), «Тема с вариациями», «Шотландская симфония», «Блудный сын» (Блудный сын), «Сон в летнюю ночь» (Деметрий, Лизандр);
«Щелкунчик» (Принц) – хореография Василия Вайнонена;
«Ромео и Джульетта» (Ромео, Меркуцио) – хореография Леонида Лавровского;
Grand pas classique – хореография Виктора Гзовского;
балеты Леонида Якобсона «Шурале» (Шурале), «Спартак» (Гармодий);
«Этюды» – хореография Харальда Ландера;
«Анюта» (Петр Леонтьевич) – хореография Владимира Васильева;
«Сильвия» (Орион) – хореография Фредерика Аштона;
балеты Юрия Григоровича «Легенда о любви» (Визирь, друзья Ферхада), «Каменный цветок» (Северьян);
«Кармен-сюита» (Тореро) – хореография Альберто Алонсо;
«В ночи» – хореография Джерома Роббинса;
For Four – хореография Кристофера Уилдона;
«Парк» (солист) – хореография Анжелена Прельжокажа;
балеты Ролана Пети «Юноша и Смерть» и «Леда и лебедь»;
«Манон» (молодые господа) – хореография Кеннета Макмиллана;
«Щелкунчик» (Щелкунчик-принц) – постановка Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова;
«Волшебный орех» (Венгерский жених, молодой Дроссельмейер) – постановка Михаила Шемякина, хореография Донвены Пандурски;
балеты Уильяма Форсайта: «Там, где висят золотые вишни», Approximate Sonata, Steptext;
«Золушка» (Принц), «Конек-Горбунок» (Иван-дурак, Спальник), «Анна Каренина» (Граф Вронский), Concerto DSCH;
«Диана Вишнева: Красота в движении» («Лунный Пьеро», «Повороты любви»);
«Нежные воспоминания» – хореография Иржи Бубеничека;
«Весна священная» – хореография Саши Вальц;
«Инфра» – хореография Уэйна МакГрегора;
«Соло» – хореография Ханса ван Манена;
балеты Антона Пимонова «Хореографическая игра 3х3», Inside the lines, «Бемби» (Главный охотник), «Кот на дереве»;
«Симфония в трех движениях» (Он) – хореография Раду Поклитару;
«Медный всадник» (Евгений) – хореография Ростислава Захарова, Юрия Смекалова;
«Ярославна. Затмение» (Князь Игорь), «Петрушка» (Петрушка) – хореография Владимира Варнавы;
«Пульчинелла» (Пульчинелла) – хореография Ильи Живого;
«Дивертисмент короля» (Король), «Поцелуй феи» (юноша), «Послеполуденный отдых фавна» – хореография Максима Петрова;
«12» (Чтец) – хореография Александра Сергеева;
«Чудесный мандарин» (клиент) – хореография Юрия Посохова.
Также в репертуаре:
«Танго» – хореография Алексея Мирошниченко;
«Золушка» (Принц) – хореография Константина Сергеева;
«Золотой век» (Александр) – хореография Ноа Д. Гелбера;
«Небесное» – хореография Гарретта Смита;
«Расставание» – хореография Юрия Смекалова.
Первый исполнитель партий в балетах: «Мещанин во дворянстве» (Ковьель) – хореография Никиты Дмитриевского; Reverence – хореография Дэвида Доусона; «В сторону "Лебедя"» – хореография Алексея Мирошниченко; «Кроткая» (Мужчина) – хореография Донвены Пандурски; «Прерванная ария» (I часть) – хореография Питера Кванца; «Ринг» – хореография Алексея Мирошниченко; «Предчувствие весны» (Смерть) и «Завод Болеро» (Сребролюбие) – хореография Юрия Смекалова.
Танцевал премьерные спектакли «Диана Вишнёва: Красота в движении» («Повороты любви» Дуайта Родена, «Лунный Пьеро») в США и российскую премьеру в Мариинском театре.
В рамках проекта Мариинского театра «Мастерская молодых хореографов» в 2019 году Александр Сергеев представил балет «Не вовремя» на музыку Эйтора Вила-Лобоса, в 2020 году – номер «Фарфор» на музыку Михаила Глинки. Также в 2020 году для артистов Мариинского театра поставил номер «Пионерская сюита» на музыку Дмитрия Шостаковича. В 2022 году поставил балет «12» Бориса Тищенко (спектакль – лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший балетный спектакль»), в 2024 году – балет «Коппелия» Лео Делиба. Хореограф опер «Сказки Гофмана» (2021) и «Лакме» (2021), театрализованного концерта Юлии Маточкиной и Анатолия Кузнецова «Истории любви» (2021), совместного видеопроекта Мариинского театра и Русского музея – постановщик танцевальных номеров, исполненных артистами балета Мариинского театра в интерьерах Михайловского дворца (2021). В апреле 2021 дебютировал в качестве чтеца в представлении «Истории солдата» Стравинского в Концертном зале Мариинского театра.