Евгения Кривицкая


Органист, клавесинист и музыковед

Евгения Кривицкая родилась в Москве. В 1988 году окончила Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных (класс специального фортепиано Ирины Родзевич), в 1994-м – Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского как музыковед (кафедра истории зарубежной музыки, индивидуальный класс Людмилы Кокоревой) и как органист (класс Алексея Паршина), в 1996-м – органную ассистентуру-стажировку, а в 1997-м – аспирантуру Московской консерватории. В 1994 году стажировалась в Парижской консерватории. Защитила кандидатскую (1997) и докторскую (2004) диссертации, посвященные французской органной музыке.

Совмещает педагогическую, научную, исполнительскую и продюсерскую деятельность, а кроме того, работает музыкальным критиком. С 1990 года постоянно выступает с концертами в Москве и многих других городах России; играла в Польше, Болгарии, Франции, Швейцарии. Была художественным руководителем, органистом и клавесинистом ансамбля старинной музыки Russian Baroque Soloists. Сотрудничает с Камерным хором Московской консерватории, Российским национальным оркестром, Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан, Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан и другими коллективами, с такими солистами, как Никита Борисоглебский, Алена Баева, Алексей Бруни, Венера Гимадиева, Вероника Джиоева, Светлана Шилова. Участвовала в фестивалях «Осенняя гармония» (Париж), «Владимир Спиваков приглашает…» (Пермь), «Звезды на Байкале» (Иркутск) и «Фрау орган» (Челябинск), Мальтийском международном органном фестивале, Зимнем международном фестивале искусств в Сочи, Транссибирском арт-фестивале в Новосибирске, Сахаровском фестивале в Нижнем Новгороде. В 2010 году выступила арт-директором мировой премьеры балета «Лаура» Давида Кривицкого (театрально-концертный зал «Дворец на Яузе», Москва), в 2012-м провела московский фестиваль «Дни музыки Давида Кривицкого». В 2013-м участвовала в инаугурации органа на Исторической сцене Большого театра России; курирует проекты органных гала в этом театре. В 2014 году была художественным руководителем мировой премьеры оперы Алябьева «Буря» на фестивале «Английские сезоны в Царицыно». В 2016-м инициировала серию органных концертов «Магия барокко» в Московском музыкальном театре «Геликон-опера». С 2020 года – куратор программы Международного органного фестиваля в Казани. В 2022-м организовала мировую премьеру Военной кантаты Кривицкого в Большом зале Московской консерватории. В содружестве с актером и режиссером Петром Татарицким работает над созданием концертов-спектаклей, среди которых – камерные программы («Лики Шекспира», «Именем Мадонны», «Призрак оперы», «Киномания») и масштабные проекты с участием симфонического и народного оркестров: мультикультурный цикл «Сказки Пушкина», постановки «Сказание об Александре Невском», «За Русь святую», «Великое посольство Петра Первого», «Рожденные Россией».

В 1999–2000 годах вела передачи о старинной музыке на радиостанции «Садко». Автор передач для радиостанции «Орфей», для телеканала «Культура» («БлокНот»). Основатель и главный редактор журнала «Орган» (2009–2014). С 2012 года – главный редактор журнала «Музыкальная жизнь». Регулярно публикуется в федеральных СМИ, в том числе в газете «Культура», «Литературной газете», «Независимой газете».

С 2004 года – ведущий научный сотрудник отдела современных проблем музыкального искусства (с 2013 – сектора теории музыки) Государственного института искусствознания. Автор монографий «История французской органной музыки» (2003, 2010), «Музыка Франции: век двадцатый. Эстетика, стиль, жанр» (2012), сборника «Дебюсси. Энигма» (2021), более 400 научных и публицистических статей (в том числе посвященных Баху, Корелли, Глинке, Метнеру, Кавайе-Колю, Стравинскому, Шостаковичу, Мессиану, Марселю Прусту), составитель и переводчик «Бесед с Игорем Маркевичем» (2003), соавтор учебного пособия «Из истории мировой органной культуры XVI–XX веков» (2007) и «Органной книжечки. Очерков по истории и теории органного искусства» (2008), энциклопедии «Органы России» (2012, 2016, 2021), энциклопедического словаря «Музыкальные музеи России» (2017).

С 1998 года преподает на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории (с 2013 – профессор); также работает в этом вузе профессором кафедры хорового дирижирования и ведущим менеджером департамента развития концертной деятельности. В 2006–2007 годах читала спецкурс «История музыкальной практики» в Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

Член экспертного совета Московской филармонии (2008–2012). В настоящее время – член совета Союза композиторов РФ.

Лауреат премии города Москвы (2016) и премии Министерства обороны РФ (2017).
Информация на октябрь 2023 года

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход