• Заслуженный деятель искусств России (2008)
Дамир Исмагилов родился в 1959 году в Москве. В 1978-м окончил Московское театральное художественно-техническое училище, в 1987-м – постановочный факультет Школы-студии МХАТа.
В 1978 году был принят на работу в МХАТ – на должность осветителя. В дальнейшем возглавил коллектив осветителей Малой сцены, где и начал творческую деятельность как художник по свету, оформляя спектакли «Путь», «Отец и сын», «Вагончик», «Эквус», «Татуированная роза».
В 1982–1987 годах участвовал в реконструкции здания театра в Камергерском переулке: разрабатывал проект оснащения светотехническим оборудованием, руководил приемкой монтажных и пусконаладочных работ, связанных со светотехническим комплексом Основной сцены.
В 1987 году стал главным художником по свету ефремовского МХАТа им. М. Горького (с 1989 – МХАТ им. А. П. Чехова, с 2004 – МХТ им. А. П. Чехова), где оформил множество спектаклей, среди которых – «Борис Годунов», «Вишневый сад», «Горе от ума», «Гроза», «Женитьба», «Маскарад», «Московский хор», «Перламутровая Зинаида», «Три сестры», «Сирано де Бержерак», «Ю», «Антигона», «Священный огонь», «Ретро», «Преступление и наказание», «Нули», «Копенгаген», «Осада», «Мещане», «Белая гвардия», «Изображая жертву», «Король Лир», «Лес», «Господа Головлёвы», «Примадонны», «Человек-подушка», «Пиквикский клуб», «Мастер и Маргарита», «Карамазовы», «Бег», «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора».
С 1996 года работает в Большом театре России (с 2002 – главный художник по свету). Участвовал в строительстве Новой сцены и реконструкции Исторической сцены. Создал световую партитуру к балетам «Лебединое озеро», «Бессонница», «Русский Гамлет», «Палата № 6», «Пахита», «Класс-концерт», «Пламя Парижа», «Золушка», операм «Аида», «Иоланта», «Любовь к трем апельсинам», «Хованщина», «Франческа да Римини», «Набукко», «Игрок», «Снегурочка», «Макбет», «Мазепа», «Летучий голландец», «Дети Розенталя», «Война и мир», «Борис Годунов», «Кармен», «Пиковая дама», «Царская невеста», «Саламбо» и др.
Главный художник по свету Московского музыкального театра «Геликон-опера» (с 2004) и Студии театрального искусства (с 2005). Работал в Российском академическом молодежном театре, московском Малом театре, Театре Ермоловой, Московском театре Олега Табакова, Театре Российской армии, Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина, Театре им. Моссовета, Московском театре оперетты, на многих ключевых сценах Санкт-Петербурга (включая Александринский театр), Новосибирска (был главным художником по свету Новосибирского театра оперы и балета), Омска, Красноярска, Оренбурга, Норильска, Орла, Казани, Уфы, Екатеринбурга. Заместитель председателя Ассоциации художников по свету России.
В Мариинском театре создал световую партитуру к операм «Риголетто» (2005), «Псковитянка» (2008; капитальное возобновление постановки 1952 года), «Мазепа» (2009; капитальное возобновление постановки 1950 года), «Мертвые души» (2011), «Саламбо» (2025), балету «Конек-горбунок» (2009).
Сотрудничал с ведущими отечественными и зарубежными режиссерами, среди которых – Олег Ефремов, Лев Додин, Олег Табаков, Валерий Фокин, Сергей Женовач, Леонид Хейфец, Роман Виктюк, Марк Розовский, Кама Гинкас, Галина Волчек, Роман Козак, Кирилл Серебренников, Тадаси Судзуки, Янош Сас, Темур Чхеидзе, Николай Шейко, Миндаугас Карбаускис, Григорий Козлов, Евгений Писарев, Юрий Бутусов и Константин Богомолов. Воплощал замыслы художников-сценографов Давида Боровского, Валерия Левенталя, Сергея Бархина, Марта Китаева, Олега Шейнциса, Эдуарда Кочергина, Александра Боровского, Татьяны Сельвинской, Вячеслава Окунева, Бориса Мессерера, Аллы Коженковой, Игоря Попова, Георгия Алекси-Месхишвили, Юрия Харикова, Николая Симонова, Юрия Устинова, Зиновия Марголина.
Преподавал в Московском театральном художественно-техническом училище (1987–1990) и Школе-студии МХАТа (2000–2015).
Четырежды лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника по свету» (2010 – «Река Потудань» Студии театрального искусства; 2011 – «Гамлет» Александринского театра; 2012 – «Враги. История любви» театра «Современник» и «Золотой петушок» Большого театра России). Лауреат театральной премии газеты «Московский комсомолец» (2008; за спектакль МХТ «Конек-горбунок»), премии Станиславского в номинации «Сценография» (2014; «За вклад в художественное оформление спектаклей. Искусство художника по свету»), премии города Москвы в области литературы и искусства (2016), премии «Мастер света» в номинации «Художники по свету театральных и шоу-постановок» (2017).
Соавтор (совместно с Еленой Древалёвой) книги «Театральное освещение» (2005; второе издание вышло в 2014).
Информация на февраль 2025 года