Сегодня, 8 декабря, исполняется 80 лет со дня рождения народного артиста РСФСР, выдающегося солиста мариинской труппы Юрия Марусина. В честь этой даты на исторической сцене Мариинского театра будет представлена опера Чайковского «Евгений Онегин» в эталонной постановке Юрия Темирканова. Главные партии исполнят Алексей Марков, Мария Баянкина, Екатерина Сергеева, Роман Широких, Михаил Кит. Дирижер – Заурбек Гугкаев
Сегодня, 8 декабря, исполняется 80 лет со дня рождения народного артиста РСФСР, выдающегося солиста мариинской труппы Юрия Марусина. В честь этой даты на исторической сцене Мариинского театра будет представлена опера Чайковского «Евгений Онегин» в эталонной постановке Юрия Темирканова. Главные партии исполнят Алексей Марков, Мария Баянкина, Екатерина Сергеева, Роман Широких, Михаил Кит. Дирижер – Заурбек Гугкаев.
Обширный репертуар знаменитого российского тенора Юрия Михайловича Марусина насчитывал почти семь десятков названий. С одинаковым успехом он пел как лирические, так и драматические партии, но особую любовь питал к трагическим, противоречивым ролям. Одними из наиболее ярких и художественно совершенных его работ считаются образы Германа в «Пиковой даме» и, конечно, Ленского в «Евгении Онегине».
26 ноября 1978 года блистательный тенор впервые вышел на сцену Кировского (Мариинского) театра – в партии Ленского. Спустя четыре года на свет появилась легендарная постановка Юрия Темирканова – воплощенный в ней Юрием Марусиным образ Ленского остался непревзойденным эталоном интерпретации роли. Спектакль сохраняется в репертуаре Мариинского и сегодня. Классическая постановка уже несколько десятилетий покоряет сердца зрителей, заставляя вновь открывать для себя великую музыку Чайковского и гениальное звучание пушкинского произведения.
Любимый петербургской публикой, Юрий Марусин, кроме того, с успехом гастролировал по самым знаменитым мировым сценам. Принимал участие в видео- и аудиозаписях опер, а также фильмов-концертов. Выпустил три сольных диска с камерными произведениями. Помимо выступлений на известнейших концертных площадках, Юрий Михайлович на протяжении многих лет преподавал в Санкт-Петербургской консерватории.
7 декабря Дмитрий Головнин дебютирует в партии князя Василия Голицына в опере Модеста Мусоргского «Хованщина».
6 декабря Веселина Илиева дебютирует в партии Королевы снежинок в дневном представлении балета «Щелкунчик» (постановка Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова).
В преддверии Нового года петербуржцев ждет специальная музыкальная программа: в Мариинском театре пройдет цикл тематических дней, посвященных десяти величайшим композиторам. Первые события состоятся уже 7, 10 и 16 декабря
В преддверии Нового года петербуржцев ждет специальная музыкальная программа: в Мариинском театре пройдет цикл тематических дней, посвященных десяти величайшим композиторам. Первые события состоятся уже 7, 10 и 16 декабря.
Мариинский театр – один из крупнейших музыкальных домов мира, в уникальный репертуар которого входят сотни симфонических и камерных, оперных и балетных шедевров разных эпох. В течение всего года Мариинский театр чествует крупных мастеров музыкального искусства, представляя не только самые знаменитые, но и редчайшие жемчужины творчества великих композиторов. В декабре же звучание их партитур приобретет особенное значение: эта акция станет своего рода подведением музыкальных итогов года с представлением избранных образцов творчества выдающихся композиторов из богатейшего репертуара театра.
7 декабря в Мариинском театре пройдет День Модеста Петровича Мусоргского. В 14:30 в Мариинском-2 жемчужины творчества композитора воплотит Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В 18:30 на этой же сцене будет представлена могучая историческая драма Мусоргского «Хованщина». В главных партиях: Юлия Маточкина, Владимир Ванеев, Станислав Трофимов, Илья Легатов, Дмитрий Головнин, Евгений Никитин, Андрей Зорин. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев. В 16:00 в зале Стравинского прозвучат «Картинки с выставки» Мусоргского в исполнении Ильи Папояна (фортепиано). В Концертном зале в этот день состоятся два представления (в 13:00 и 19:00) недавней мариинской премьеры – колоритной «Сорочинской ярмарки», поставленной Ильей Устьянцевым.
10 декабря в Мариинском объявлен Днем Петра Ильича Чайковского и его шедевров. На исторической сцене будут звучать сочинения, мировые премьеры которых прошли именно в этом зале. В 15:00 Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнит музыку из балета «Щелкунчик». В 19:00 будет представлена опера «Пиковая дама» в эталонной постановке Юрия Темирканова. В главных партиях – звездный состав солистов: Владимир Галузин, Ирина Чурилова, Ольга Бородина, Роман Бурденко. Дирижер – Валерий Гергиев. На новой сцене в этот день – балет «Щелкунчик» в уникальной постановке художника Михаила Шемякина (хореография Кирилла Симонова). В главных партиях: Анастасия Лукина, Роман Малышев.
16 декабря, в день рождения Родиона Константиновича Щедрина, на всех основных сценах Мариинского театра торжественно прозвучат его великие партитуры. На исторической сцене – балеты «Кармен-сюита» при участии Екатерины Кондауровой, Эвана Капитена и Романа Белякова (12:00) и «Конек-горбунок» при участии Александра Сергеева, Виктории Терёшкиной, Максима Изместьева (19:30). На новой сцене – опера «Мертвые души» в постановке режиссера Василия Бархатова и художника Зиновия Марголина, в Концертном зале – опера «Не только любовь» в постановке режиссера Александра Кузина и художника Александра Орлова. День Родиона Щедрина станет ярким завершающим аккордом грандиозного музыкального фестиваля – приношения «Майя и Родион», который проводится в Санкт-Петербурге и Москве с 20 ноября.
Программа музыкальных посвящений будет дополнена.
5 декабря Дарья Рябоконь дебютирует в партии Гермии в опере Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь».
С 25 по 28 декабря на новой сцене Мариинского театра состоится одно из самых ожидаемых событий двух последних сезонов – представление монументальной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Грандиозный четырехчастный оперный цикл пройдет при участии звезд мировой сцены, блистательных вагнеровских голосов: Михаила Векуа, Екатерины Семенчук, Татьяны Павловской, Евгения Никитина и Михаила Петренко. За дирижерский пульт встанет Валерий Гергиев – один из ярчайших современных интерпретаторов музыки Рихарда Вагнера.
С 25 по 28 декабря на новой сцене Мариинского театра состоится одно из самых ожидаемых событий двух последних сезонов – представление монументальной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Грандиозный четырехчастный оперный цикл пройдет при участии звезд мировой сцены, блистательных вагнеровских голосов: Михаила Векуа, Екатерины Семенчук, Татьяны Павловской, Евгения Никитина и Михаила Петренко. За дирижерский пульт встанет Валерий Гергиев – один из ярчайших современных интерпретаторов музыки Рихарда Вагнера.
Появление знаменитой тетралогии в афише – это редкое, крупное и многообещающее событие культурной жизни. В последний раз в Мариинском «Кольцо нибелунга» было представлено в 241-м сезоне. В заключительные дни 2025 года петербуржцы вновь услышат величественный цикл целиком: 25 декабря прозвучит «Золото Рейна», 26 декабря – «Валькирия», 27 декабря – «Зигфрид», 28 декабря – «Гибель богов». Подарком зрителям станет также тематический абонемент «Кольцо нибелунга» – при покупке билетов на все четыре события действуют специальные цены.
Мариинский был и остается единственным российским театром, где можно целиком услышать и увидеть грандиозную сагу Рихарда Вагнера. Здесь же у нее есть даже история постановок. Первое «Кольцо нибелунга» в Мариинском было поставлено с 1900 по 1905 год под руководством Эдуарда Направника. Монументальная тетралогия присутствовала на афишах до Первой мировой войны – после ее начала все немецкие оперы были исключены из репертуара.
В 2003 году стараниями Валерия Гергиева «Кольцо нибелунга» вернулось на мариинскую сцену, став настоящим прорывом российского музыкального театра и утвердив Мариинский в числе лучших оперных домов мира. Мариинское «Кольцо нибелунга» было с огромным успехом показано во многих странах Америки, Европы и Азии, а также получило признание на родине Рихарда Вагнера – в Германии.
В юбилейный, двадцатый год постановки, в рамках широкого празднования 210-летия со дня рождения Рихарда Вагнера, было принято решение обновить «Кольцо», обогатив его новыми световыми и видеорешениями, призванными отразить всю мощь художественного и музыкального замысла композитора. Автором концепции обновления выступил Валерий Гергиев, художником по свету, креативным видеопродюсером – Глеб Фильштинский, режиссером обновления – Кристина Ларина. Новые версии уже были представлены не только в Петербурге, но и на беспрецедентных гастролях Мариинского театра в Шанхае и Москве – с ошеломляющим успехом.
4 декабря Роман Широких дебютирует в партии Марио Каварадосси в опере Джакомо Пуччини «Тоска».
В декабре этого года отмечается 110 лет со дня рождения выдающегося композитора Георгия Свиридова. В честь этого значимого музыкального юбилея сегодня, 3 декабря, в Мариинском театре прозвучат известнейшие сочинения Свиридова в исполнении Хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Константина Рылова. Солисты – Анна Кикнадзе и Андрей Серов. Чтец – Владимир Рылов
В декабре этого года отмечается 110 лет со дня рождения выдающегося композитора Георгия Свиридова. В честь этого значимого музыкального юбилея сегодня, 3 декабря, в Мариинском театре прозвучат известнейшие сочинения Свиридова в исполнении Хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Константина Рылова. Солисты – Анна Кикнадзе и Андрей Серов. Чтец – Владимир Рылов.
Мелодическое дарование и глубокое чувство поэзии стали ключевыми чертами творческого почерка Свиридова. В многочисленных жанрах вокальной музыки, в которых трудился композитор, – песнях и романсах, кантатах и ораториях, вокальных циклах – обретают новое звучание строки Пушкина, Есенина, Блока, Пастернака, Маяковского и многих других авторов. Всю жизнь Свиридов работал со словом – и оставил богатое наследие, которое регулярно звучит в концертных программах в Мариинском.
Сегодня будут представлены два знаменитых сочинения композитора. Вечер откроет Патетическая оратория для солирующего баса, меццо-сопрано, смешанного хора и большого симфонического оркестра, написанная на стихотворения и фрагменты поэм Маяковского. Во втором отделении будет представлена «Метель» – музыкальные иллюстрации к одноименной повести Пушкина.
3 декабря Рома Гуделев дебютирует в партии Щелкунчика-принца в балете «Щелкунчик» (хореография Василия Вайнонена).
Уже сегодня, 2 декабря, в Мариинском театре будет дан старт серии представлений самого волшебного зимнего балета, «Щелкунчика» Чайковского. С 2 декабря по 13 января на исторической и новой сценах пройдет более шестидесяти спектаклей, чтобы у всех была возможность приобщиться к главной новогодней балетной сказке. У зрителей Мариинского театра есть уникальный шанс увидеть сразу несколько версий этого балета
Уже сегодня, 2 декабря, в Мариинском театре будет дан старт серии представлений самого волшебного зимнего балета, «Щелкунчика» Чайковского. С 2 декабря по 13 января на исторической и новой сценах пройдет более шестидесяти спектаклей, чтобы у всех была возможность приобщиться к главной новогодней балетной сказке. У зрителей Мариинского театра есть уникальный шанс увидеть сразу несколько версий этого балета.
Мировая премьера «Щелкунчика» в хореографии Льва Иванова состоялась в декабре 1892 года на сцене Мариинского. Пресса приняла спектакль довольно сдержанно, однако зрителям он пришелся по душе. Сегодня же, спустя почти полтора века, без этого волшебного балета трудно представить зимние праздники: он стал не только символом новогодних чудес, но и настоящим достоянием мирового репертуара. Удивительной красоты и трогательности мелодии гениального композитора навсегда обессмертили его творение.
Свой «Щелкунчик» есть практически в каждой труппе мира: количество постановок и редакций, версий оформления и либретто с различными смысловыми акцентами бесчисленно. Однако классической сегодня считается постановка Василия Вайнонена, премьера которой состоялась также на сцене Мариинского (тогда Кировского) театра в 1934 году.
«Щелкунчик» в хореографии Василия Вайнонена с декорациями Симона Вирсаладзе украшает балетный Петербург уже более девяноста лет. Каноническое воплощение балетной классики, олицетворение мира детских грез, он покорил уже не одно поколение зрителей. Отказавшись от фантастических персонажей, выдающийся балетмейстер советской эпохи создал спектакль о девочке Маше, которой приснился прекрасный сон, завораживающий волшебством танца. Спектакли представят артисты Мариинского театра и воспитанники Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой.
В 2023 году в Театре балета им. Л. Якобсона состоялась знаковая премьера – народный артист России Николай Цискаридзе создал свою редакцию постановки Василия Вайнонена. Добрый спектакль с обаятельными героями оформили сценограф Петр Окунев, художник по костюмам Татьяна Ногинова, художник по свету Ирина Вторникова и видеохудожник Вадим Дуленко. Впервые в Мариинском этот «Щелкунчик» был показан в прошлом сезоне – в нынешнем году он будет вновь представлен труппой Театра балета им. Л. Якобсона на исторической сцене.
Еще один уникальный «Щелкунчик» можно увидеть только в Мариинском. Художник Михаил Шемякин создал оригинальную версию спектакля, выступив одновременно и как автор декораций и костюмов, и как сценарист, и как режиссер. Хореограф постановки – Кирилл Симонов. Причудливые, гротескные образы гофмановского мира оживают на балетных подмостках настоящей фантасмагорией театральных чудес, уже два десятилетия интригуя и удивляя зрителей всех возрастов.