«Штоколов был тем певцом, который соединял труппу с миллионами любителей музыки вообще, любителями мелодии и песни. Это делало его явлением в жизни театра».
Валерий Гергиев
Выдающийся русский певец Борис Тимофеевич Штоколов (1930–2005) на протяжении трех десятилетий был ведущим солистом Кировского – Мариинского театра, и шире – одним из символов музыкального Ленинграда – Петербурга. Исключительная красота его голоса, мастерство и обаяние также снискали ему славу на сценах США, Франции, Англии, Испании, Швеции, Германии, Финляндии и других стран, где его называли «советским Шаляпиным». Штоколов прославился как замечательный концертный певец, превосходный исполнитель народной песни, русского романса.
С 1959 года Штоколов выступал на сцене Кировского в ролях Сусанина, Годунова, Досифея, Демона, Руслана, Галицкого, Гремина.
Когда в 1969 году чикагская Лирик-опера пригласила его участвовать в постановке «Хованщины», художник и режиссер Николай Бенуа, сын Александра Бенуа, долгие годы работавший в Ла Скала и много сделавший для пропаганды русской оперы за рубежом, послушав Штоколова на репетиции, сказал ему: «Я такого Досифея не слыхал никогда. Пой и играй как хочешь...»
«Он обладал невероятной музыкальностью, природным артистизмом, – вспоминал композитор Тихон Хренников, – на оперной сцене он воплощал тот народный дух и богатырскую мощь, которыми пронизаны герои русских сказок и былин. Он не только глубоко чувствовал, что поет, а умел передать слушателям первозданный характер воплощаемых музыкальных образов, заразить, взволновать, потрясти любую аудиторию. Его исполнение в оперном спектакле было своеобразным театром одного актера. Еще бы я отметил особую задушевность, исповедальность, монологичность его певческой манеры, и это тоже черта, коренящаяся в традициях русской песенности, песни-сказа, песни-былины».
Герман Поплавский