24.04.2015

Памяти Аскольда Макарова

3 мая вечернее представление балета «Шурале» посвящено 90-летию со дня рождения народного артиста СССР Аскольда Макарова.

Аскольд Макаров был героем балета советской эпохи. Классический танцовщик героического амплуа, эпического масштаба образы он создавал крупными штрихами, широтой жеста, картинностью поз. В исполнении атлетически сложенного артиста персонажи в статике, в монументальной скульптурности выверенных поз, становились не менее выразительными, чем в движении. И исполняемые роли Аскольд Анатольевич неизменно наполнял пафосом положительного героя.

Макаров танцевал классику – в его репертуаре были Зигфрид в «Лебедином озере», Солор в «Баядерке», Базиль в «Дон Кихоте», Жан де Бриен в «Раймонде», но главные события в его артистической карьере были связаны с новыми постановками. Придя в труппу Кировского театра после окончания Ленинградского хореографического училища в 1943 году, Аскольд Макаров оказался в эпицентре хореографических экспериментов тех лет. Первый Остап в «Тарасе Бульбе» Фенстера, китайский рабочий Ма Личен в «Красном маке» Захарова, Данила в «Каменном цветке» Григоровича, Рыбак в «Береге надежды» Бельского – Аскольд Макаров воплотил в танце целую плеяду героических образов, сотрудничая со многими хореографами. И все же многим зрителям он запомнился, в первую очередь, как артист Леонида Якобсона. Творческая встреча двух мастеров стала судьбоносной для каждого из них: артист нашел балетмейстера, в спектаклях которого смог раскрыть свою актерскую индивидуальность, балетмейстер нашел артиста, способного в полной мере реализовать задуманное. Работая с Якобсоном, Макаров создал свои лучшие роли – величавого богатыря Али Батыра в «Шурале», словно сошедшего с античного пьедестала могучего Спартака в одноименном балете, властного и экспрессивного Маяковского в «Клопе». Макаров, органичный в хореографии тонкого стилиста Якобсона, для нескольких поколений зрителей стал первым и незабываемым исполнителем этих партий. На примере Аскольда Анатольевича артисты познавали секреты актерского мастерства, у него учились – Макаров преподавал на кафедре хореографии в Консерватории, в Академии русского балета имени Вагановой, воспитал не одно поколение артистов в труппе «Хореографические миниатюры», которую возглавил после смерти Леонида Якобсона.

3 мая – день рождения Аскольда Анатольевича. Лучшим подарком для артиста является то, что созданные им образы живут на сцене, память о его актерских победах хранят не только запечатлевшие вдохновенного артиста фотографии и кадры кинозаписей, ее хранят спектакли.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход