15.06.2015

К 120-летию со дня рождения Ольги Спесивцевой

Представление балета «Жизель» 17 июня посвящено легендарной Жизели ХХ века, Ольге Александровне Спесивцевой.

За полуторавековую историю балета «Жизель» многие выдающиеся танцовщицы всего мира вписали краски индивидуального прочтения в романтический образ его героини. Однако в ассоциативном ряду Жизель – балерина одним из первых возникает имя Ольги Спесивцевой. Ее Жизель в Мариинском театре 1910-1920-х пленяла современников «способностью нести с собою будущий звук, безмолвный клубок настроений» (так отзывался о балерине в этой роли критик Аким Волынский). В Париже, к 1920-м основательно забывшем о рожденном на его сцене романтическом шедевре, спесивцевская трактовка Жизели в возобновленном балете стала эталоном и примером для подражания для целого поколения исполнительниц. А для потомков Жизель Спесивцевой превратилась в  легенду. Легенда родилась не столько из восторженных воспоминаний зрителей и партнеров Спесивцевой по сцене, сколько из трагического пересечения личной судьбы артистки с судьбой ее любимой героини. Сценическая жизнь балерины, как и вымышленная жизнь персонажа, была прервана борьбой с душевным недугом. Только сконцентрированный в спектакле в несколько минут сценического времени эпизод сумасшествия в реальной жизни растянулся на долгие почти 30 лет.
Юной артисткой готовя в Петербурге партию Жизели, Спесивцева посещала клиники для душевнобольных, наблюдала за их поведением, добиваясь достоверности жеста, взгляда. Поиск правды в изображении персонажа был актуален в годы ее творческого становления. И это было тем немногим из веяний времени, что приняла балерина. После окончания Петербургского театрального училища пришедшая в Мариинский театр в 1913 году, она была свидетельницей поисков Фокина, но осталась к ним равнодушной. В 1920-е откликнувшись на предложение присоединиться к труппе Дягилева, Спесивцева оказалась в эпицентре художественных экспериментов, на нее ставил балет Баланчин, а она искала предлога отказаться от участия в премьере. Не удалось заинтересовать Спесивцеву новой хореографией и Лифарю, уже позже, в начале 1930-х, в Парижской опере. Ольга Александровна осталась верна классике, которой с детства любовалась в Мариинском театре, к исполнению которой так подходило ее утонченное прекрасно выученное тело. Свое полноценное творческое существование она видела только в подготовленных в России, еще до отъезда на Запад «Жизели», «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Эсмеральде». Менялся мир, менялись окружавшие Спесивцеву люди, а она снова и снова перевоплощалась в Жизель и с упоением исполняла партию своей судьбоносной героини – сначала на петербургской сцене, затем на европейских, американских.
И когда к забытой всеми 87-летней балерине, жившей в благотворительном пансионе, оторванной от сцены, от мира, пережившей два десятилетия заточения в психиатрической клинике, приехал ее бывший партнер Антон Долин снимать фильм о легендарном балете, Спесивцева вспоминала о том, как ее Жизель начиналась, называла тех, с кем танцевала свою главную роль. Ушли близкие, остались в прошлом признание и слава, оказался закрытым путь на родину, и только Жизель навсегда осталась с ней.
Ольга Макарова

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход