13.12.2016

К 130-летию Федора Васильевича Лопухова

13 декабря балет «Спящая красавица» будет дан в честь хореографа Федора Лопухова, 130-летие со дня рождения которого отмечается в этом году.

Сегодня имя хореографа Федора Васильевича Лопухова как постановщика отдельных танцев скромно значится в программках лишь нескольких спектаклей Мариинского театра. А между тем именно ему мы во многом обязаны богатством балетного репертуара, сочетающего шедевры классики со смелыми поисками новых пластических идей.

Придя в труппу Мариинского театра после окончания петербургского Театрального училища в 1905 году, Лопухов застал на сцене мастеров эпохи Мариуса Петипа. Воспитанный на подлинных образцах академизма, прошедший школу участия в спектаклях золотого века петербургской классики Лопухов навсегда сохранил восхищение чарующей гармонией постановок своего старшего коллеги. И когда в неразберихе послереволюционного лихолетья новые деятели культуры среди прочих спектаклей сочли было устаревшей и ненужной «Спящую красавицу» Петипа, Лопухов отстоял этот шедевр и сохранил его. Раскрыв купюры в партитуре Чайковского, Лопухов восстановил утраченные эпизоды балета. Легендарным свидетельством глубокого понимания стиля и почерка Петипа стала история сочиненной Лопуховым вариации Феи Сирени в прологе «Спящей красавицы». Еще в 1914 году начинающий хореограф создал ее для концертного исполнения. А уважаемый солист императорской сцены, любимец Петипа Павел Гердт, желая, чтобы его дочь блеснула техникой в не очень танцевальной партии Феи Сирени, добился включения этой вариации в спектакль. Придуманную Гердтом версию о том, что эту вариацию сочинил Петипа, а не исполнялась она только потому, что первая Фея Сирени, дочь хореографа Мария Петипа с ней не справлялась, в Дирекции Императорских театров сочли правдоподобной. Так одно из ранних сочинений Лопухова и по сей день украшает «Спящую». При этом Федор Васильевич и спустя годы, когда вариация прижилась в спектакле и ее авторство не скрывалось, принципиально не указывал свое имя в афише, считая себя не соавтором, а лишь учеником великого мастера, следующим по стопам учителя Петипа.

В этом рыцарском служении классической традиции и в воплощающем ее гармонию танце Феи Сирени, пожалуй, не сразу узнаешь смелого экспериментатора. А в 1920-е годы Лопухов в своих постановках удивлял публику высокими, почти акробатическими поддержками, шпагатами и прочими до того не свойственными балету элементами. Его «Жар-птица», радикально новый «Щелкунчик», «Ледяная дева» стали легендами по части обновления хореографического языка. А его революционная попытка отказа от сюжета в пользу танца, подчиняющегося законам развития музыкальной формы, в танцсимфонии «Величие мироздания» дала начало новому направлению в балете. И сегодня весь мир танцует хореографию Баланчина, юношей участвовавшего в танцсимфонии Лопухова, а потом развившего реализованную в ней идею.

Из более чем двадцати оригинальных балетов Лопухова до сегодняшнего дня не сохранился ни один. Сохранились постановки его учеников – убежденный в необходимости специальной подготовки хореографов Лопухов организовал балетмейстерские курсы в Ленинградском хореографическом училище, кафедру хореографии в Ленинградской консерватории и, занимая пост руководителя балета Кировского, Малого оперного театров, ратовал за поиски новых идей. Сохранились книги Лопухова, иллюстрирующие удивительное, редкое качество их автора – способность над конкретикой ремесла выстроить теоретические обобщения. И если большинство балетмейстерских сочинений Лопухова остались лишь легендами, то его литературные творения навсегда запечатлели масштаб личности хореографа-новатора и ревностного хранителя традиций, педагога и теоретика Федора Васильевича Лопухова.

Ольга Макарова

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход