2 февраля опера «Евгений Онегин» и 8 февраля балет «Лебединое озеро» будут даны в честь дирижера Ария Пазовского, 130-летие которого отмечается в эти дни. В фойе бельэтажа исторической сцены Мариинского театра пройдет выставка документов и фотографий из архива театра.
2 февраля исполняется 130 лет со дня рождения Ария Моисеевича Пазовского (1887–1953) – главного дирижера Мариинского (Кировского) театра в 1936–1943 годах.
Уроженец Перми, Пазовский начинал свой путь в музыке как скрипач, учился в Петербургской консерватории у знаменитого Леопольда Ауэра, общался с Анатолием Лядовым. С 1905 года начал дирижерскую карьеру в родной Перми, затем руководил оперными оркестрами в Казани, Саратове, Минске, Вильно, Тифлисе, Баку и других городах. В 1908–1910 сотрудничал с Частной оперой Зимина в Москве, где дебютировал с «Юдифью» Серова. Богатые впечатления московских лет сформировали творческие взгляды дирижера. Годы странствий (Харьков, Одесса, Киев, Тифлис) вновь привели Пазовского в Петербург – Петроград, где он в 1918-м работал в Петроградском Народном доме, сблизившись с Самуилом Самосудом и Федором Шаляпиным. 1920-е годы – время новых гастрольных поездок и работы в Большом театре, где Пазовский дирижировал среди прочего постановкой «Бориса Годунова» (1927), в которой впервые исполнялась запрещенная прежде сцена у Василия Блаженного. Пазовский возглавлял оперные театры в Свердловске (1931–1933; здесь событием стали его исполнения «Сказки о царе Салтане», «Царской невесты» и «Князя Игоря») и Киеве (1933–1936). В 1936 году, после ухода Владимира Дранишникова, Пазовский был назначен главным дирижером Кировского театра в Ленинграде. Здесь под его управлением созданы новые постановки: «Сказка о царе Салтане», «Кармен», «Иван Сусанин», впервые исполнен «Броненосец „Потёмкин“» Олеся Чишко (1937). Пазовскому принадлежит заслуга возрождения на русской сцене «Чародейки» Чайковского (1941).
На время работы Пазовского пришлось начало трудного военного периода в жизни города. Предстоял путь в эвакуацию: театр, подобно Филармонии, должен был отправиться в Новосибирск. Пазовский убедил высокое руководство оставить коллектив в Молотове (так в эти годы называлась Пермь), где удалось наладить театральную жизнь, восстановив почти весь оперный и балетный репертуар. В сентябре 1941 года Пазовский дирижировал первым в эвакуации оперным спектаклем Кировского театра – «Иваном Сусаниным» Глинки. Здесь же в 1942 прошла премьера оперы «Емельян Пугачёв» Мариана Коваля – Дмитрия Рогаль-Левицкого, а в конце 1943 – новой постановки «Ночи перед Рождеством» Римского-Корсакова.
Вскоре Пазовский был назначен главным дирижером Большого театра – он единственный дирижер, занимавший этот высокий пост в двух главных театрах страны. В 1948 году из-за болезни Пазовский завершил дирижерскую карьеру, уступив место в Большом театре Николаю Голованову. Искусство дирижера запечатлели немногочисленные аудиозаписи.
Арий Пазовский трижды становился лауреатом Сталинской премии и был удостоен звания «Народный артист СССР».