12 и 13 февраля на исторической сцене Мариинского театра будет представлен балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Показы приурочены к 85-летию со дня премьеры балета. 12 февраля главные партии исполнят Олеся Новикова и Филипп Стёпин, дирижер – Валерий Овсяников. 13 февраля в главных партиях выйдут Надежда Батоева и Тимур Аскеров, дирижер – Арсений Шупляков.
Сегодня «Ромео и Джульетта» Прокофьева – признанный шедевр балетного искусства, в нем соединились глубокая драматическая проработка шекспировских образов и гениальная музыка композитора, фрагменты которой регулярно входят в программы симфонических концертов по всему миру. Этот спектакль с восторгом принимается публикой на всех континентах уже 85 лет, однако путь к премьере был тернист.
Прокофьев начал работу над партитурой в 1935 году. Впереди «Ромео и Джульетту» ждали отмена запланированной постановки, провал первого публичного прослушивания, изменение финала и, наконец, новое решение о сценическом воплощении сочинения. За две недели до премьеры оркестр отказался играть этот балет; сопротивлялись новой музыке и танцовщики: ее непривычная ритмика, динамический напор, отсутствие классических форм поначалу казались немелодичными и неподходящими для танца.
Хореографом выступил Леонид Лавровский – перед постановкой он занимался серьезным изучением веронских хроник, средневековых романов и описаний старинных танцев. В основе его концепции лежала не только историческая точность, но и верность тексту Шекспира и законам психологического театра. Главным выразительным средством Лавровский избрал танец-пантомиму – так балет «Ромео и Джульетта» стал одним из выдающихся образцов хореодрамы.
Спектакль оформил выдающийся театральный художник Петр Вильямс. Тяжелые драпировки, изысканная старинная мебель, гобелены на стенах – его Италия сочетала разнородные приметы Ренессанса.
Хрестоматийная история о трагической любви, рассказанная языком танца, на сцене Кировского (Мариинского) театра была впервые представлена в 1940 году; это была мировая премьера полной версии сочинения Прокофьева. В новом спектакле соединились выразительность музыки, новаторство хореографии Леонида Лавровского, стильное, строгое оформление Петра Вильямса и блистательная актерская игра солистов.
Эта постановка вошла в историю советского балета как одно из лучших творений эпохи и стала канонической. В 1946 году она была перенесена в столицу – на сцену Большого театра, а через десять лет «Ромео и Джульетта» произвели настоящий фурор на гастролях москвичей в Лондоне, послужив отправной точкой для ключевых зарубежных версий этого балета в ХХ веке. В Ленинграде спектакль возобновляли в 1975, 1983 и 1991 годах. По сей день – в том самом, историческом виде – он неизменно собирает полные залы и трогает сердца зрителей как на родной сцене, так и на гастролях мариинской труппы.