21.02.2025

Красочный мир древнего Карфагена: в Мариинском театре – премьера сцен незавершенной оперы Мусоргского «Саламбо»

22 и 23 февраля в Мариинском-2 пройдет знаковая для театра премьера – слушателям будут представлены сцены незавершенной оперы «Саламбо» Модеста Мусоргского. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра на обоих показах – Валерий Гергиев.

«Саламбо» – раннее сочинение Мусоргского на сюжет одноименного романа Гюстава Флобера о борьбе Карфагена и наемников-варваров. Но центральной темой в опере стали не события времен Пунических войн, а трагическая любовь предводителя ливийских воинов Мато к прекрасной Саламбо, дочери правителя Карфагена.

Судьба неоконченного произведения не менее интересна, чем сюжет, на который оно написано. В 1989 году по заказу Мариинского театра известный петербургский композитор Вячеслав Наговицин создал оркестровую редакцию оперы. В 1991-м эта редакция была расширена, и именно в таком варианте в том же году Мариинский театр исполнил «Саламбо» в естественных декорациях древнеримской арены в испанском городе Мерида.

Наконец, уже в XXI веке незавершенная опера Мусоргского обрела сценическое воплощение благодаря режиссеру Сергею Новикову и художнику-постановщику Ростиславу Протасову. Премьера спектакля с огромным успехом состоялась в конце 2024 года в Большом театре, а теперь постановку увидят и петербургские зрители.

В спектакле Сергея Новикова музыка прежней редакции дополнена еще одним номером – дуэтом Саламбо и ее духовного наставника Шагабарима. Помимо певцов в постановке участвует чтец, драматический актер, исполняющий роль отца Саламбо.

«Мусоргский поражает слушателя красотой неведомого мира Карфагена. Это одновременно античность и современность. Здесь кипят страсти, сверкают краски, в один трагический клубок сплетаются судьбы людей и судьбы народов, – рассказывает художник-постановщик Ростислав Протасов. – В визуальном ряде спектакля присутствуют элементы эклектичной архитектуры, ожившие полотна и фрески, пестрые краски разношерстной толпы».

Как отмечает режиссер Сергей Новиков, «Саламбо» – предтеча «Бориса Годунова»: это касается и прямых музыкальных цитат, и первого опыта автора в жанре народной музыкальной драмы&nbsp– в сцене жертвоприношения. «Прослушивание “Саламбо” может подарить радость узнавания той музыки, которая потом будет признана шедевром Мусоргского», – добавляет Сергей Новиков.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход