Шедевр итальянской оперы, «Аида» Верди, в новой грандиозной постановке именитого итальянского режиссера Джанкарло дель Монако будет представлен в феврале на сцене Мариинского-2. Премьерные показы пройдут 7, 8 (в 13:00 и 19:00), 9 (в 13:00 и 19:00), 10 и 11 февраля.
«Аида» была заказана композитору хедивом Египта к открытию Каирского театра и завершению строительства Суэцкого канала. И хотя Верди к открытию торгового пути не успел завершить оперу, она с успехом прозвучала в Каирском театре уже в 1871 году. Судьба была благосклонна к «Аиде»: с первого показа она завоевала любовь зрителей и уже много лет не сходит с мировых сцен. В России премьера «Аиды» состоялась в Большом (Каменном) театре в 1875-м – партии исполняли солисты Императорской итальянской оперной труппы. Уже через два года, в 1877-м, Императорская русская оперная труппа представила сочинение Верди на сцене Мариинского на русском языке – в переводе Григория Лишина.
Шедевр Верди звучал в Мариинском (тогда – Кировском) театре и в советское время, а история новейших постановок «Аиды» началась в 1998 году со спектакля Алексея Степанюка. Эта постановка и сегодня – в репертуаре театра. В 2011 году в Концертном зале свою версию «Аиды» представил известный швейцарский театральный и цирковой режиссер Даниэле Финци Паска.
Над новой постановкой «Аиды», которую совсем скоро увидят зрители, работала интернациональная команда под руководством известного итальянского режиссера Джанкарло дель Монако. Художник по декорациям – Антонио Ромеро, художник по костюмам – Габриела Салаверри. Хореограф – Эмиль Фаски.
Постановка Джанкарло дель Монако будет отличаться масштабностью и интересными техническими решениями: возможности Мариинского-2 позволяют быстро менять визуальные планы, поднимать и опускать разные участки сцены. Для спектакля, в котором задействовано несколько сотен артистов: солисты, грандиозный состав хора и миманс, – создано около 400 костюмов.
По мнению режиссера, идеи, владевшие умами людей разных исторических эпох, находили яркое отражение в архитектуре, именно она становилась своего рода манифестом человеческой личности. Поэтому в новой постановке появятся исторически достоверные декорации: фрагменты древнеегипетских сооружений – храмов и памятников, выполненные из материала, напоминающего базальт, вулканическую лаву, а кроме того, грандиозные десятиметровые колонны и статуи. И визуальные, и технические особенности спектакля будут соответствовать величественной и неповторимой музыке Верди – жемчужине итальянской оперной школы. При этом в фокусе внимания режиссера останутся личная драма героев, сложные хитросплетения их взаимоотношений.
«“Аида” – это поздний, зрелый шедевр Верди. Я видел постановки этой оперы в современном или, наоборот, классическом стиле со множеством исторических неточностей. Есть и постановки, в которых все построено на ожидании триумфального марша. Но я воспринимаю “Аиду” как оперу очень личную, даже интимную, наподобие “Дон Карлоса”. Всё здесь – персональная драма. “Аида” – это, пожалуй, одна из самых камерных опер Верди, поэтому необходимо перенести на сцену личную драму, которая происходит на фоне политической», – отмечает Джанкарло дель Монако.
В спектакле найдет свое отражение и религиозная история Древнего Египта, чьи жители почитали многих животных как священных существ. К участию в постановке команда «Аиды» привлекла необычного «артиста», не задействованного ни в одном из спектаклей нынешнего репертуара.