Юрий Смекалов, кроме чисто танцевальных достоинств: великолепное партнерство и точное чувство пластики хореографа, сыграл Вронского неоднозначным. Он трепетный в дуэте с Кити, ошарашен встречей с Анной, завоевывает ее, понимает переживания Каренина (мужской дуэт, пожалуй, не уступает драматизмом дуэтам Анны с Карениным).
«Независимая газета»
Экспрессией танца и актерской выразительностью захватывает зрителя Юрий Смекалов в роли красавца Гармодия. Созданный образ многогранен – от верного соратника Спартака до предателя, соблазненного коварной Эгиной. Актер привносит в образ множество психологических оттенков – юношеский пыл, наивную доверчивость, гнев и уязвленное самолюбие гордеца. С большой силой проводит актер сцену гибели Гармодия – крушение надежд, предчувствие неминуемой гибели, – все это сливается в пластический монолог сломленного существа, так дорого заплатившего за измену.
«СПб Ведомости»
• Лауреат ХI Международного конкурса артистов балета и хореографов в категории «Хореограф» (1‑я премия, Москва, 2009).
• Лауреат высшей театральной премии России «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» в балете «Чайка» (Тригорин) в сезоне 2007–2008 гг.
• Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая мужская роль в балетном спектакле» за главную партию в балете Анжелена Прельжокажа «Парк» (2011)
• Лауреат VII международного конкурса хореографов и балетмейстеров под патронажем Всемирного совета танца ЮНЕСКО в номинации «видео балет» (I премия, Новосибирск, 2012)
• В 2003 году награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
В 1998 году окончил Академию Русского балета им. А.Я. Вагановой (класс Константина Шатилова),
В 1998–2009 гг. являлся солистом Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством Бориса Эйфмана, где исполнял ведущие партии в балетах «Дон Кихот, или Фантазии безумца», «Чайковский», «Карамазовы», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Дон Жуан и Мольер», «КТО есть КТО», «Чайка», «Анна Каренина», «Мой Иерусалим», «Реквием».
В качестве приглашенного солиста выступал в Михайловском театре (Спартак в одноименном балете), Варшавской национальной опере (Чайковский в одноименном балете), Санкт-Петербургском государственном академическом театре балета имени Леонида Якобсона (Зевс в спектакле «Андро-Гены», Спартак в балете Леонида Якобсона «Спартак»).
С 2009 по 2024 год в труппе Мариинского театра.
Репертуар на сцене Мариинского театра:
«Дон Кихот» (Эспада) – хореография Александра Горского по мотивам спектакля Мариуса Петипа;
«Сильфида» (Гурн) – хореография Августа Бурнонвиля в редакции Эльзы-Марианны фон Розен;
«Жизель» (Ганс) – хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа;
«Дочь фараона» (Фараон) – хореография Мариуса Петипа, реконструкция Тони Канделоро;
«Баядерка» (Великий брамин, раб) – хореография Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани;
«Спящая красавица» (фея Карабос) – хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева;
«Лебединое озеро» (Ротбарт) – хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова в редакции Константина Сергеева;
«Корсар» (Бирбанто) – постановка Петра Гусева на основе композиции и хореографии Мариуса Петипа;
«Раймонда» (Абдерахман) – хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева;
балеты Михаила Фокина: «Жар-птица» (Иван-Царевич), «Карнавал» (Пьеро), «Петрушка» (Арап), «Шехеразада» (Шахрияр);
«Бахчисарайский фонтан» (Гирей) – хореография Ростислава Захарова;
«Щелкунчик» (Дроссельмейер) – хореография Василия Вайнонена;
балеты Леонида Якобсона «Шурале» (Али-Батыр, Шайтан), «Спартак» (Спартак, Гармодий);
балеты Леонида Лавровского «Ромео и Джульетта» (Тибальд, Парис), «Вальпургиева ночь» (Вакх);
балеты Юрия Григоровича «Легенда о любви» (Визирь), «Каменный цветок» (Северьян);
«Кармен-сюита» (Тореро, Хозе) – хореография Альберто Алонсо;
балеты Джорджа Баланчина «Драгоценности» («Изумруды») и «Сон в летнюю ночь» (Лисандр);
«В ночи» – хореография Джерома Роббинса;
«Сильвия» (Орион) – хореография Фредерика Аштона;
«Адажио Хаммерклавир» – хореография Ханса ван Манена;
«Щелкунчик» (Дроссельмейер) – постановка Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова;
«Волшебный орех» (Дроссельмейер) – постановка Михаила Шемякина, хореография Донвены Пандурски;
«Конек-Горбунок» (Спальник, Кони, Морские кони), «Анна Каренина» (Граф Вронский, Каренин), «Золушка» (Учителя танцев, Мужской танец);
«Диана Вишнева: Красота в движении» («Лунный Пьеро», «Повороты любви»);
«Вешние воды» – хореография Асафа Мессерера;
«Парк» (солист) – хореография Анжелена Прельжокажа;
«Весна священная» – хореография Саши Вальц;
«Симфония в трех движениях» (Он) – хореография Раду Поклитару;
балеты Владимира Варнавы «Петрушка» (Силач), «Ярославна. Затмение» (Князь Игорь), «Глина».
23 февраля 2014 года принимал участие в театрализованной церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи в роли Дягилева.
С 2008 года Юрий Смекалов работает как хореограф. Он осуществил постановки хореографических миниатюр и балетов:
«Золото осени» («Verba volant, scripta manent – слова улетают, написанное остается», 2008), проект памяти Георгия Алексидзе;
Parting (первые исполнители: Евгения Образцова и Владимир Шкляров на гала-концерте «Малахов и друзья», Берлин, 2008);
«Реквием Нарциссу», «История на бегу» (2009);
«Предчувствие весны» (на музыку А. Лядова, 2010);
«Завод Болеро» (на музыку М. Равеля, 2010);
Intensio (на музыку А. Маева, 2013);
«Камера обскура» (на музыку А. Маева, 2014);
«Орфей в подземном царстве» (на музыку С. Рахманинова, 2015);
Who is my Shadow? (на музыку А. Маева, 2015);
«Концерт для контрабаса» (на музыку Джованни Боттезини, 2019).
Хореографические миниатюры Юрия Смекалова «Реквием Нарциссу» и Parting исполнялись в странах Европы и Азии.
В 2012 году на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера двухактного балета «Мойдодыр» в хореографии Юрия Смекалова (музыка Ефрема Подгайца).
В мае 2013 года Юрий Смекалов принимал участие в Гала-концерте, посвященном открытию новой сцены Мариинского театра, – в программу вечера вошла хореографическая редакция балета Харальда Ландера «Этюды», осуществленная Юрием Смекаловым. В июне того же года участвовал в проекте «Творческая мастерская Владимира Васильева», проходившем в рамках Платоновского фестиваля искусств в Воронеже, где представил хореографическую миниатюру «Джан» на музыку Александра Маева.
В августе 2013 года в Театрально-концертном зале Элизы Кабреры в Текскоко (Мексика) прошла премьера балета Юрия Смекалова Infinita Frida на музыку Александра Маева. Главные партии исполняли Элиза Кабрера, Владимир Малахов, Михаил Канискин, Беатрис Кноп, Игорь Колб.
В 2016 году в Мариинском театре осуществил постановку балета Рейнгольда Глиэра «Медный всадник». В 2017-м – балета Эдуара Дельдевеза «Пахита» (с использованием музыки Людвига Минкуса и Риккардо Дриго).
В 2018 году на сцене театра «Приют комедианта» состоялась премьера балета Юрия Смекалова «Солярис» на музыку Бхимы Юнусова. В 2020-м представил балет «Palimpsest. Заново написанный» на музыку Бэлы Бартока.
На сцене театра «Приют комедианта» состоялись премьеры спектаклей Юрия Смекалова «Солярис» (2018) на музыку Бхимы Юнусова, «Три товарища» (2019) и проекта «1234». В Самарском театре оперы и балета Смекалов поставил балеты «Три маски короля» (2019) и «Back to Life (Возвращение к жизни)» (2020) на музыку Михаила Крылова.
Юрий Смекалов сотрудничает с тренером Алексеем Мишиным и принимает участие в создании программ для спортсменов Сборной России по фигурному катанию. В 2003–2004 годах он работал хореографом программ Евгения Плющенко, а в 2008–2009 годах подготовил программы «Нарцисс» и «Отшельник» для фигуриста Артура Гачинского.