Андреас Леонгард Роллер (в России его называли Андрей Адамович) родился в г. Регенсбурге (Германия) в театральной семье: отец был известным машинистом сцены, дядя – концертмейстером, родные братья – театральными художниками. Образование получил одновременно в Академии изобразительных искусств и Политехническом институте Вены. С 1822 г. он работал машинистом сцены в театрах Вены, Мюнхена, Дрездена, Берлина. Именно в Берлине окончательно сформировался творческий почерк мастера. Сильнейшее влияние на него оказало знакомство с выдающимся немецким архитектором и декоратором Карлом Фридрихом Шинкелем (1781–1841), ясно видимое даже в самых поздних работах Роллера. В 1834 г., будучи уже известным художником романтико-академического толка, опытным декоратором, мастером сценических эффектов, он получил приглашение на службу в России. Можно сказать, что благодаря Роллеру русский театр вошел в единую европейскую систему сценографии: декорации Императорских театров Петербурга и Москвы с той поры практически неотличимы от постановок других европейских театров. За 38 лет работы в России художник изготовил машины и декорации для 63 балетов и 78 опер, впервые показал на русской сцене движущуюся декорацию и так называемую "развальную (разрушающуюся на глазах у зрителей) сборку". Роллер был первым оформителем русских опер – Верстовского и Глинки.
В 1862 г. он оформил премьеру оперы Верди "Сила судьбы". Декорации были выполнены в традиционной кулисно-арочной системе, с объемными предметами по центру, по всем законам гранд-стиля. На сцене выстраивалось до 8 кулис, было множество деталей – мебели, бутафории; живописные задники дополнялись объемными конструкциями, подвешенными и движущимися пратикаблями, создающими романтическую атмосферу, поддержанную мрачными готическими интерьерами, лунными скалистыми пейзажами и яркими картинами военного лагеря. Художник создавал эффекты страшной грозы, полную иллюзию дождя, бури в соответствии с духом последней вердиевской "мелодрамы в чистом виде". Оформление было восторженно встречено публикой и понравилось самому Верди, который даже предполагал перенести его в Ковент-Гарден. Сделав блестящую карьеру в России и прожив здесь большую часть своей жизни, в 1873 г. Роллер принял русское подданство. Он основал класс перспективной живописи в Петербургской Императорской Академии художеств и был в нем ведущим профессором.
Умер в Санкт-Петербурге в 1901 году.
Елена Федосова