Евгений Лысык


Сценограф

Выдающийся украинский художник-сценограф Евгений Никитич Лысык родился в 1930 году в селе Шнырев, ныне Золочевский район Львовской области Украины. Обучался в Львовском институте прикладного и декоративного искусства, где тогда преподавал известный украинский живописец Роман Сельский. На четвертом курсе был исключен из института в связи с развернувшейся кампанией против «формализма», годом позже восстановлен. Еще до окончания института начал трудиться в декорационном цехе Львовского государственного театра оперы и балета им. Ивана Франко, где его наставником был Федор Нирод. В 1961 году молодой выпускник был принят в Львовский театр оперы и балета. Уже в первый год своей работы в театре он оформил три спектакля. Дебютной работой начинающего сценографа стал одноактный балет Юрия Бирюкова «Сюита про космонавтов», а особенно ярко его талант проявился в оформлении балета «Болеро» на музыку Равеля. С 1967 года до конца жизни Евгений Лысык был главным художником театра. Для львовской сцены он оформил около 40 постановок.

К числу выдающихся работ Лысыка 1960-х годов принадлежит балет «Спартак», премьерой которого дирижировал автор, Арам Хачатурян (1965). Уже в те годы львовский сценограф стал получать приглашения от других театров. В 1967 году в Киевском академическом театре оперы и балета Анатолием Шекерой была поставлена «Легенда о любви» Арифа Меликова со сценографией Лысыка; этот балет художник повторно оформил в 1971 году во Львове и в 1973-м в Югославии. Другая крупная работа этого десятилетия – балет Прокофьева «Ромео и Джульетта», поставленный на львовской сцене Михаилом Заславским (1968). В 1970 году состоялась премьера оперы Бориса Лятошинского «Золотой обруч», за оформление которой Лысык был награжден Государственной премией Украинской ССР (1971). Для грандиозных декораций оперы «Борис Годунов», поставленной в 1971 году в Киеве, он создал более 4000 квадратных метров живописи, разработал сотни костюмов. Шедевр сценографии Лысыка – балет Андрея Петрова «Сотворение мира» (1972). Помимо родной сцены, художник ставил его в Государственном театре оперы и балета Белорусской ССР в содружестве с молодым хореографом Валентином Елизарьевым (1976). На минской сцене была поставлена также опера Сергея Кортеса «Джордано Бруно» (1977, режиссер Семен Штейн). В нескольких театрах Лысык оформлял балет Евгения Глебова «Тиль Уленшпигель»: в 1975 году – во Львове, в 1977-м – в Кировском (Мариинском) театре в Ленинграде, в 1978-м – в Минске. В белорусском Большом театре Лысык и Елизарьев, помимо легендарного «Сотворения мира», поставили балеты «Спартак» (1980) и «Щелкунчик» (1982). К числу наиболее значимых работ сценографа принадлежат также постановки опер «Война и мир», «Макбет», «Тангейзер», фолк-оперы «Когда цветет папоротник». В 1984 году в Одессе Лысык участвовал в работе над новой оперой-балетом «Вий» Виталия Губаренко; эта блестящая постановка собирала полные залы восемь сезонов.

Евгений Лысык работал и в кино, оформив в сотрудничестве с соавторами фильм «Даниил, князь Галицкий» (1987). Художника приглашали театры Турции, Югославии, Польши, Чехословакии; он сотрудничал также со Свердловским академическим театром оперы и балета, Челябинским академическим театром оперы и балета. В 1975 году сценографу было присвоено звание народного художника Украинской ССР.
Скончался в 1991 году, похоронен во Львове.

В Кировском (Мариинском) театре помимо «Тиля Уленшпигеля» Евгений Лысык оформил спектакль «Дон Жуан» (1987). Его эскизы воплощены в постановке оперы «Лоэнгрин» (1999). Декорации украинского мастера зрители видят также в «Парсифале» (1997). Монументальным вагнеровским декорациям художника присущ своеобразный готический колорит, характерный для многих его работ: «Лебединого озера», «Эсмеральды», «Щелкунчика».

После смерти Лысыка по его эскизам в Мариинском театре работали Тадей Рындзак и вдова художника Оксана Зинченко.
Информация на февраль 2021 года

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход