Сергей Новиков родился в Ленинграде. Был вольнослушателем Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (класс сценографии Эдуарда Кочергина). Окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства по специальности «художник музыкального театра» (класс Вячеслава Окунева).
В качестве художника-постановщика и художника по костюмам осуществил более 120 постановок в театрах России, Европы и Америки: «Таинственный сад», «Том Сойер» и «Мышеловка» в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии, «Камерная история» в Санкт-Петербургском театре балета им. Л. Якобсона, «Человеческий голос» на Новой сцене Александринского театра, балет «Медея» в Эрмитажном театре, балеты «Дон Кихот», «Чиполлино», «Лебединое озеро», «Баядерка», оперы «Турандот» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Театре оперы и балета Удмуртской Республики, «Евгений Онегин» в Государственной опере Банска-Бистрицы (Словакия), оперы «Петр Первый» и «Царская невеста» в Саратовском театре оперы и балета, «Однажды в Эльсиноре. Гамлет» и «Любовь и Ленин» в Санкт-Петербургском театре «Мастерская», опера «Мастер и Маргарита» в Самарском театре оперы и балета, балет «Маугли» в Санкт-Петербургском театре «Мюзик-Холл», «Конек-горбунок» в Музыкальном театре Республики Карелия, «Кармен» в Марийском театре оперы и балета, опера «Енлик – Кебек» в Казахском государственном академическом театре оперы и балета им. Абая, иммерсивное шоу «Щелкунчик» и балет «Золушка» в США, балет «Щелкунчик» в Париже и т. д.
С 2010 года – главный художник Омского государственного музыкального театра, где оформил более двадцати постановок: балет «Анна Каренина» на музыку Чайковского, «Щелкунчик», «Идиот», «Шинель», «Без вины виноватые», «Светлая грусть», «Обнаженное танго», «Эсмеральда», «Кармен», «Прекрасная Елена», «Укрощение строптивой», «Девичий переполох», «В поисках времени» и др.
Участвовал в Пражской квадриеннале (2011), на которой оформил спектакль «Любовь к трем апельсинам».
С 2020 года курирует сценографию на петербургском фестивале Digital Opera, с 2022-го – арт-директор фестиваля.
В Мариинском театре дебютировал в 2014-м, выступив одним из художников-постановщиков спектакля Анны Матисон «Золотой петушок».
В 2014 году был удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая работа художника» за сценографию спектакля «Андрей Иванович возвращается домой» (2013) по одноименной поэме Фаины Гримберг, созданного режиссером Романом Габриа и театральной компанией «Открытое пространство».
Информация на июнь 2024 года