• Заслуженный работник культуры России (2021)
Ирина Вторникова родилась в Ростове-на Дону в 1975 году. В 2009-м окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства.
В 1997–2023 годах работала в Ростовском государственном музыкальном театре (до 1999-го – Ростовский государственный театр музыкальной комедии); с 2011-го заведовала художественно-постановочной частью, с 2019-го была главным художником по свету. Оформила спектакли «Гамлет», «Спящая красавица», «“Юнона” и “Авось”», «Князь Игорь», «Иоланта», «Корсар», «Свадьба Фигаро», «Щелкунчик», «Фауст», «Лебединое озеро», «Паганини», «Евгений Онегин», «Орестея», «Травиата», «Летучая мышь», «Жанна д’Арк», «Пиковая дама», «Кармина Бурана», «Хованщина», «Эсмеральда», «Спартак», «Паяцы», «Турандот» и др.
С 2023 года работает главным художником по свету в петербургском ТЮЗе им. А. А. Брянцева, где оформила постановки «Варвара-краса, длинная коса», «Дядя Федор, пес и кот», «Кроткая. Монтаж», «Счастливые дни».
Также создала световую партитуру к постановкам в московском Государственном академическом Малом театре («Дон Жуан»), Московском театре «Новая опера» им. Е. В. Колобова («Князь Игорь»), Московском государственном театре «У Никитских ворот» («Гамлет», «Капитанская дочка», «Шерлок Холмс», «Убивец», «Амадей»), Московском государственном академическом детском музыкальном театре им. Н. И. Сац («Принцесса на горошине», «Лебединое озеро», «Аэлита», «Спящая красавица»), театре «Санктъ-Петербургъ Опера» («Поругание Лукреции», «Борис Годунов», «Сестра Анжелика», «Дон Жуан», «Тоска», «Богема», «Севильский цирюльник», «Сельская честь», «Искатели жемчуга», «Не только любовь», «Фауст» и др.), Свердловском государственном академическом театре музыкальной комедии («Мертвые души», «Свадьба Кречинского», «Скрипач на крыше», «Белая гвардия» и др.), Екатеринбургском («Золушка») и Новосибирском («Борис Годунов», «Фальстаф», «Иоланта») театрах оперы и балета, Новосибирском театре музыкальной комедии (ныне Новосибирский музыкальный театр; «А зори здесь тихие…», «Парижская жизнь», «Римские каникулы», «Фома» и др.), Самарском академическом театре оперы и балета («Моцарт и Сальери», «Спящая красавица», «Аида», «Тоска», «Леди Макбет Мценского уезда» и др.), Астраханском государственном театре оперы и балета («Пиковая дама», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Отелло», «Царская невеста», «Осуждение Фауста» и др.), Башкирском государственном театре оперы и балета («Орлеанская дева», «Царская невеста», «Фауст», «Аттила», «Дон Жуан», Vita Nuova и др.), Большом театре Беларуси («Снегурочка», «Кащей Бессмертный», «Маленький принц», «Анна Каренина», «Пиковая дама», «Князь Игорь» и др.) и т. д. В 2014 году оформила спектакль Юрия Александрова по опере Чайковского «Черевички» в Оперном театре Кальяри (Италия).
В Мариинском театре создала световую партитуру к «Орлеанской деве» (2021), «Итальянке в Алжире» (2022), «Нюрнбергским мейстерзингерам» (2023), «Гугенотам» (2024).
Неоднократный номинант Российской национальной театральной премии «Золотая маска».
Информация на ноябрь 2024 года