• Лауреат V Международного конкурса исполнителей старинного русского романса им. Изабеллы Юрьевой (Таллин, 2004; I премия)
• Дипломант IV Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2000; специальный диплом и приз за лучшее исполнение произведения композитора XX века)
• Лауреат Международного конкурса на исполнение партий в «Пиковой даме» (Верона, 1999)
Ирина Васильева родилась в Душанбе. Окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по специальностям «композиция» (класс Сергея Слонимского, 1993) и «вокальное искусство» (класс Евгении Перласовой, 1999).
В 1999–2005 годах была солисткой Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, на сцене которого дебютировала в 2000-м, исполнив сначала партию Амура в концертной версии «Орфея и Эвридики» Глюка, а затем партию Вельгунды на премьере постановки «Золота Рейна». С 2005 года – солистка оперной труппы Мариинского театра.
Репертуар в Мариинском театре:
Исполнительница песни на свадьбе («Русалка» Даргомыжского)
Парася («Сорочинская ярмарка»)
Ярославна и Половецкая девушка («Князь Игорь»)
Бригитта («Иоланта», концертное исполнение)
Повариха («Сказка о царе Салтане»)
Домна Ивановна Сабурова («Царская невеста»)
Кухарочка («Соловей»)
Параша («Мавра»)
Пестрая дама («Игрок»)
Хивря («Семен Котко»)
Июнь и Сентябрь («Рождественская сказка»)
Климена («Ариадна» Джованни Альберто Ристори)
Амур («Орфей и Эвридика» Глюка, концертное исполнение)
Арсиноя («Клеопатра» Чимарозы)
Коринна («Путешествие в Реймс»)
Анна («Набукко»)
Жрица («Аида»)
Алиса Форд («Фальстаф»)
Мюзетта («Богема»)
Сестра Анжелика («Сестра Анжелика»)
Вельгунда («Золото Рейна» и «Гибель богов»)
Ортлинда («Валькирия»)
Вторая норна («Гибель богов»)
Эхо и Наяда («Ариадна на Наксосе»)
Хризотемида («Электра» Рихарда Штрауса)
Императрица («Женщина без тени»)
Мерседес («Кармен»)
Антония («Сказки Гофмана»)
Гувернантка («Поворот винта»)
Енуфа («Енуфа»)
Эмилия Марти («Средство Макропулоса»)
Роксана («Король Рогер»)
Партия сопрано в Мессе до минор и Реквиеме Моцарта, Восьмой симфонии Малера и «Свадебке» Стравинского
В 2015 году участвовала в мировой премьере оперы Родиона Щедрина «Рождественская сказка» на мариинской сцене.
Также в репертуаре: титульные партии в «Мадам Баттерфлай» (Чио-Чио-сан), «Ариадне на Наксосе» (Примадонна/Ариадна), «Русалке» Дворжака, «Иоланте», «Норме», «Аиде» и «Тоске», Агнеса Сорель («Орлеанская дева»), Татьяна («Евгений Онегин»), Мария («Мазепа»), Земфира («Алеко»), Наташа Ростова («Война и мир»), Абигайль («Набукко»), Виолетта Валери («Травиата»), Леонора («Трубадур»), Мария («Симон Бокканегра»), Амелия («Бал-маскарад»), Леонора («Сила судьбы»), Мими («Богема»), Тереза («Бенвенуто Челлини»), Микаэла («Кармен»), Джульетта («Сказки Гофмана»), графиня Розина («Свадьба Фигаро»), Фьордилиджи («Так поступают все»), Сента («Летучий голландец»), Фрейя, Ортлинда, Зиглинда и Третья норна («Кольцо нибелунга»), Маршальша (княгиня Мария Тереза фон Верденберг) («Кавалер роз»); сопрановые партии в Рождественской оратории Баха, «Мессии» Генделя, Девятой симфонии Бетховена, Реквиеме Верди и Реквиеме Караманова; цикл Рихарда Штрауса «Четыре последние песни».
Гастролировала в США, Финляндии, Японии, Германии, Великобритании, выступала в театре Шатле (Париж), Новой Израильской опере (Тель-Авив), лондонском Барбикан-холле. В сентябре 2000 года вместе с Пласидо Доминго исполнила второй акт «Парсифаля» на концерте в Дороти-павильоне (Лос-Анджелес), а в 2006-м спела сольную программу в Студии Гленна Гульда (Торонто).
Сотрудничала с такими дирижерами, как Александр Канторов, Евгений Бушков, Юрий Башмет, Гари Бертини, Кристофер Воландер, Даниэле Рустиони, Эса-Пекка Салонен; выступала с Хельсинкским филармоническим и Лос-Анджелесским симфоническим оркестрами.
Вместе с Ларисой Габитовой вернула на музыкальную сцену оперу Джованни Альберто Ристори «Ариадна» (1736), считавшуюся утраченной, и выступила режиссером ее концертных исполнений (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, 2012; крепость Бип, Павловск, 2013) и постановок (волгоградская Царицынская опера и Череповецкий муниципальный камерный театр, 2014; Новая сцена Александринского театра, 2017), а также полусценического исполнения в Мариинском театре (2025).