13 декабря в честь народного артиста РСФСР Юрия Марусина на исторической сцене Мариинского театра будет дана опера «Паяцы».
Юрий Марусин родился в шахтерском городке Кизеле на Урале. В 1970 году поступил в Ленинградскую консерваторию, где учился у одного из старейшин ленинградской вокальной школы Евгения Ольховского.
В 1972 году, еще во время обучения в консерватории, Марусин стал солистом Малого оперного театра. Одна из первых ролей в его репертуаре – Гаврилов в опере «Не только любовь» Родиона Щедрина. Этот спектакль удостоился одобрительного отзыва Дмитрия Шостаковича. Затем Марусин исполнил роль Левко в «Майской ночи» Римского-Корсакова, а с партии Водемона в «Иоланте» он начал осваивать наследие Чайковского.
В 1976-м, через год после окончания консерватории, Марусин получил первую премию на конкурсе оперных певцов в итальянском городе Верчелли. Итальянский путь Марусина продолжился в сезоне 1977–1978 годов: он получил право на стажировку в Милане, а в мае 1978-го, в год двухсотлетия Ла Скала, впервые выступил на этой прославленной сцене. Мастерство Марусина высоко оценил Клаудио Аббадо, пригласивший певца исполнить в следующем сезоне партию Самозванца в «Борисе Годунове» Мусоргского. В ближайшие несколько лет Марусин с неизменным успехом пел на итальянских сценах. В 1982 году он получил Золотую медаль им. Дж. Верди и А. Тосканини как лучший иностранный певец сезона в Ла Скала – за исполнение партии Габриэле в опере Верди «Симон Бокканегра». Состав этого спектакля был поистине звездным: Мирелла Френи, Пьетро Каппучилли, Николай Гяуров… В том же году Марусин стал солистом труппы Кировского (Мариинского) театра.
Во второй половине 1980-х Марусин часто выступал в Венской государственной опере по приглашению Клаудио Аббадо. Среди заметных ролей этого времени – князь Голицын в «Хованщине» Мусоргского (1989). Два года спустя Марусин спел партию Андрея Хованского в той же опере на сцене Мариинского театра. Видеозаписи обоих спектаклей получили высокую оценку критики.
В 1987 году Марусин впервые выступил в лондонском Ковент-Гардене, исполнив в составе труппы Кировского театра роли Ленского, Германа и Самозванца. Дебют Марусина на прославленной сцене получил благожелательные отклики в прессе. Его Герман, писал британский критик, – «не экспрессионистски дикий безумец, но мучающийся и чувствительный, смиренный в своем отчаянии, слишком хорошо знающий, чем все закончится».
В 1990-е годы Марусин гастролировал в Зальцбурге, Мадриде, Нью-Йорке, участвовал в Глайндборнском фестивале и других известных музыкальных форумах. Его коронной ролью всегда оставался Герман в «Пиковой даме», но, кроме этого, он пел почти все классические теноровые роли русской, итальянской и французской опер. С не меньшим успехом он исполнял и музыку ХХ века: партии в операх Прокофьева (Анатоль Курагин в «Войне и мире», Алексей в «Игроке»), вокальный цикл Яначека «Дневник исчезнувшего».
Владимир Хавров