29 июля оперой «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси сезон 2023–24 завершился в Концертном зале Мариинского театра, 6 августа «Гибелью богов», заключительной оперой грандиозного вагнеровского цикла «Кольцо нибелунга», сезон закрылся в Мариинском-2. Последним в сезоне спектаклем на исторической сцене станет «Лебединое озеро» Театра балета им. Л. Якобсона 11 августа.
Творческими итогами 241-го сезона в Мариинском театре стали восемь премьер: оперы «Демон» Рубинштейна, «Пуритане» Беллини, «Гугеноты» Мейербера, «Золушка» Россини, «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса, а также балеты «Анюта» на музыку Гаврилина в хореографии Владимира Васильева, «Концертные танцы» на музыку Стравинского и «Коппелия» Делиба в хореографии Александра Сергеева. Также состоялась премьера нового культурно-просветительского проекта для учащихся девятых классов «Театральный урок» – показы иммерсивно-образовательных спектаклей продолжатся и в новом сезоне.
За прошедший сезон петербургские сцены Мариинского театра посетило около двух миллионов зрителей. Было представлено 363 балетных спектакля, 495 оперных спектаклей и 454 концерта, включая события с приглашенными коллективами. Было проведено более двадцати прямых трансляций и четыре показа записей концертов и спектаклей Мариинского театра, собравших более семи миллионов просмотров из пятидесяти двух стран мира: Австрии, Азербайджана, Аргентины, Армении, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Грузии, Израиля, Индии, Испании, Италии, Казахстана, Канады, Кыргызстана, Китая, Колумбии, Латвии, Литвы, Северной Македонии, Мексики, Молдовы, Нидерландов, Норвегии, ОАЭ, Польши, Португалии, России, Румынии, Сербии, США, Таиланда, Тайваня, Турции, Узбекистана, Украины, Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии, Чили, Швейцарии, Швеции, Эстонии, ЮАР, Южной Кореи и Японии.
Приморскую сцену Мариинского театра за прошедший сезон посетило более 200 тысяч зрителей, было показано 109 балетных спектаклей, 151 оперный спектакль, исполнено сорок пять концертов. Коллектив представил премьеры постановок опер «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Иоланта» Чайковского, а также музыкальной фантазии «Бременские музыканты» Гладкова для маленьких театралов. За насыщенный сезон труппа Приморской сцены с оглушительным успехом выступила в Харбине (Китай), Дохе (Катар), Пхеньяне (КНДР), а также в Санкт-Петербурге, Москве, Владикавказе, Хабаровске, Уссурийске, Спасске-Дальнем, Комсомольске-на-Амуре, Южно-Сахалинске.
Филиал Мариинского театра в Республике Северная Осетия – Алания собрал на своих сценах почти шестьдесят тысяч зрителей, представив девяносто семь оперных спектаклей, тридцать балетных спектаклей и восемьдесят девять концертов. Творческими итогами ушедшего сезона стали премьеры постановок балетов «Фатима» на музыку Жанны Плиевой и «Портрет Дориана Грея» на музыку Макса Рихтера, Мурата Кабардокова, Абеля Коженёвского, а также оперы «Федора» Джордано, «Зори здесь тихие» Молчанова, «Иоланта» Чайковского. Коллектив побывал с гастролями в Цхинвале, Сухуме, Волгодонске, Челябинске и Санкт-Петербурге.
Одним из центральных событий 241-го сезона стал проект «Гений места» – фестиваль музыкальных приношений великим русским композиторам. Валерий Гергиев, артисты трупп Мариинского и Большого театров почти тридцать раз выступили в местах рождения гениев русской музыки – Тихвине, Пскове, Воткинске, Смоленске, Ораниенбауме и Санкт-Петербурге с сочинениями Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского, Глинки и Стравинского. Событие прошло при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и ФГБУК РОСКОНЦЕРТ.
В этом же сезоне впервые в истории Московский Пасхальный фестиваль прошел при участии артистов Большого театра – симфоническую программу двадцать третьего фестиваля вместе с Валерием Гергиевым представил объединенный симфонический оркестр Мариинского и Большого театров. За двадцать два фестивальных дня музыканты преодолели более пятнадцати тысяч километров, выступив в двадцати четырех городах России: Вологде, Ярославле, Владимире, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Сургуте, Тюмени, Новосибирске, Кемерове, Томске, Омске, Перми, Москве, Тольятти, Челябинске, Уфе, Самаре, Воткинске, Черном Отроге, Оренбурге, Альметьевске, Набережных Челнах и Твери. Также впервые к акции присоединилась Приморская сцена Мариинского театра, представив Дальневосточный Пасхальный фестиваль, который прошел в Сахалинской области, Приморском и Хабаровском краях.
В 241-м сезоне состоялись и самые масштабные за всю историю гастроли Мариинского театра в Китае – коллектив выступил в шести городах: Пекине, Шанхае, Нанкине, Харбине, Тайюане и Чжухае. В Поднебесной были с грандиозным успехом представлены балеты «Лебединое озеро» Чайковского и «Дон Кихот» Минкуса, целиком прозвучал монументальный цикл из четырех опер Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» в обновленных сценических версиях, состоялось девять симфонических концертов, один из которых торжественно открыл новый зал пекинского Национального центра исполнительских искусств.
Коллектив выступил в трех городах Турции (Анкара, Стамбул, древний город Аспендос), в столицах Узбекистана и Абхазии, а также многократно в Москве, Ярославле, Владимире, Суздале, Пскове, Пушкинских Горах, Владикавказе, Владивостоке, Губкине, Железногорске, Старом Осколе, Красноярске, Салехарде, Нарьян-Маре, Сириусе.
В 241-м сезоне были масштабно возобновлены обменные гастроли между Мариинским и Большим – два главных театра страны не выступали на сценах друг у друга два десятилетия. За этот насыщенный сезон петербуржцы увидели спектакли Большого театра России: «Царскую невесту» Римского-Корсакова, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Спартака» Хачатуряна, «Драгоценности» на музыку Форе, Стравинского и Чайковского, «Ивана Грозного» на музыку Прокофьева, «Пиковую даму» на музыку Чайковского – Красавина. Московская же публика познакомилась с мариинскими «Псковитянкой», «Сказанием о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и «Ночью перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Хованщиной» Мусоргского, «Дон Кихотом» Минкуса, «Пуританами» Беллини, «Гугенотами» Мейербера, «Жизнью за царя» и «Русланом и Людмилой» Глинки, «Бахчисарайским фонтаном» Асафьева.
Оба театра совместно праздновали крупные юбилеи в мире искусства: 225-летие со дня рождения Пушкина, 220-летие со дня рождения Глинки, 185-летие со дня рождения Мусоргского, 180-летие со дня рождения Римского-Корсакова и другие даты.
Среди крупных акций Мариинского театра в уходящем сезоне также были XI Международный органный фестиваль «Мариинский», Международный фестиваль флейтовой и арфовой музыки «Виртуозы флейты» & «Северная лира», III Международный фестиваль «Брасс белых ночей», XVIII Международный фортепианный фестиваль «Лики современного пианизма», исполнение всех пятнадцати симфоний Шостаковича ко дню его рождения и, конечно, широкое празднование 240-летия Мариинского театра.
Новый, 242-й сезон откроется в сентябре. 5 сентября в Концертном зале прозвучит Торжественная месса Бетховена в исполнении солистов оперы, Хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева (солист – скрипач Лоренц Настурика-Гершовичи). 6 сентября маэстро вновь встанет за пульт – в Мариинском-2 новый сезон откроется монументальной оперой Мусоргского «Хованщина». В главных партиях – звездный состав солистов: Юлия Маточкина, Станислав Трофимов, Михаил Петренко, Сергей Скороходов, Олег Видеман, Владислав Сулимский, Андрей Попов. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев. Первым спектаклем на исторической сцене станет «Евгений Онегин» Чайковского в легендарной постановке Юрия Темирканова (14 сентября) при участии Алексея Маркова, Инары Козловской, Игоря Морозова и Екатерины Сергеевой.
Балетный сезон в Мариинском театре откроется 17 сентября «Лебединым озером» Чайковского при участии Виктории Терёшкиной и Кимина Кима. Спектакль будет посвящен юбилею выдающегося педагога Марины Александровны Васильевой, которая взрастила целое поколение балерин Мариинского театра.